Navigation bar
  Print document Start Previous page
 100 of 143 
Next page End  

Михаил Ефимович Литвак: «Психологический вампиризм»
100
чемпионом Европы. Институт не окончил, бросил. Отличался норовистым характером. Когда
он ставил рекорды, с ним считались, а когда оставил большой спорт, с ним «рассчитались» —
устроили на работу по подготовке лодок к соревнованию. Теперь ему доставалось и от
конопателыциков лодок, и от спортсменов, над которыми он раньше издевался и которые
теперь заняли ключевые места в команде. Да и жена стала жаловаться, что на его нынешнюю
зарплату не прожить. Вот она где, эта самая психотравма! Был всем, а стал никем!
Как тут не заболеть! Ведь болезнь «решает» сразу все проблемы. Вместо аплодисментов
болельщиков — хлопоты врачей, на работу ходить не надо — избавился от издевательств
сослуживцев, жена все время рядом и перестала говорить о маленькой зарплате. Да и
«продвижение» по службе идет! Сначала его лечили «лейтенанты» — врачи поликлиники,
затем «капитаны и майоры» — заведующие отделениями. Теперь уже дело дошло до
«полковника» — главного специалиста области. А если он не поможет, то больной может
«дослужиться до генерала» — поедет на консультацию в Москву.
Больной довольно быстро понял суть своего состояния. Он восстановился в институте и
нашел интересное дело. Для болезни не осталось ни времени, ни энергии.
Так обычно работает психотерапевт в рамках лич-ностноориентированных методик. Но
здесь я хотел бы ответить на вопрос: почему такие больные находятся в конфликтных
отношениях с партнерами по общению, ибо если я смогу ответить на него, то, может быть, не
возникнут другие вопросы.
В том, что человек простужается, виновны не мороз и ветер, а его незакаленность, т. е.
причина находится в нем самом! Себя и надо менять. Точно так же и в конфликте. Дело не в
партнере, а во мне. Анализ многих случаев показывает, что источники стресса находятся в
самом человеке. Об этом и будем говорить.
Основной источник стресса — «первородный грех». Помните, Бог запретил Адаму и Еве
есть плоды с древа познания добра и зла. И пригрозил им смертью, если они нарушат этот
завет. Но «…сказал змей жене: нет, не умрете; но знает Бог, что в день, в который вы вкусите
их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло».
Человек, знающий, что такое хорошо и что такое плохо, заражен «первородным грехом».
Но только, как я считаю, не из рая его изгнали, а в душе его поселился ад. Теперь он должен
оценить любого человека, любое его действие, любое явление, да и самого себя и все свои
действия с точки зрения хорошо или плохо. Дети, которые еще не знают, что такое хорошо, а
что такое плохо, живут счастливо и ничего глупого не делают. Правда, часто своими
действиями они нам мешают жить, и мы, зараженные «первородным грехом» от своих
родителей, заражаем им своих детей. Помните стихи В. В. Маяковского «Что такое хорошо, а
что такое плохо»? У М. Ю. Лермонтова читаем:
Богаты мы едва из колыбели
Ошибками отцов и поздним их умом.
И жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели,
Как пир на празднике чужом.
И ненавидим мы и любим мы случайно,
Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви.
И царствует в душе какой-то холод тайный,
Когда огонь кипит в крови.
А Данте так описывает девятый круг ада:
Мы были там, — мне страшно этих строк, -
Где тени ледяного слоя
Сквозят глубоко, как в стекле сучок.
Одни лежат; другие вмерзли стоя,
Кто вверх, кто книзу головой застыв;
А кто дугой, лицо ступнями кроя.
Так и живут люди с «первородным грехом» — огнем от Бога и льдом от Дьявола. Огонь
от Бога толкает нас вверх, к личностному росту, а лед от Дьявола — в мороз застоя, где рост
Hosted by uCoz