Михаил Ефимович Литвак: «Психологический вампиризм»
106
фазе подросток пытается выскочить из этого сценария. И это следует рассматривать как
совершенно нормальную реакцию здорового свободного человека, старающегося избавиться от
преследования или чрезмерной опеки, старающегося что-то сделать по-своему. Обычно
взрослым удается вернуть подростка в сценарий. А так называемая позитивная фаза
пубертатного периода свидетельствует о том, что личность прекратила борьбу за свободу.
Рабско-тиранический характер можно считать сформированным.
Мой дорогой читатель, это не о вас! Это о моих пациентах, которые выходили из
сценария.
О, если бы коллектив учителей мог провести работу по выходу наших детей из сценария!
Тогда, может быть, меньше было бы у нас болезней и преступлений. Но так как учителя не
владеют такой техникой, приходится наблюдать различные формы борьбы детей за
самостоятельность. Зачастую они попадают из огня в полымя (например, в различные
преступные группировки). Дети не испытывают к нам доверия, так как знают, что при попытке
с нашей помощью удовлетворить вновь появившиеся потребности, они услышат: «Тебе еще
рано
(встречаться с девушками, гулять так поздно, читать такие книги и т. п.)».
В школе среди учеников младших классов есть большая группа, которую условно можно
назвать разгильдяйской. К 7 -8-му классу она станет алко-гольно-наркоманической, а чуть
позже алкогольно-наркомано-сексуальной. В этой группе будут не только тупицы, но и
способные ребята, которым скучно плестись за двоечниками.
Вот как описывает подростковые группы известный детский психиатр А. Е. Личко.
Группа может быть жестко регламентированной с наличием постоянного лидера,
фиксированной ролью каждого члена группы (одни помыкают, другие подчиняются). Вожак
завоевывает свое место в борьбе с другими, изгоняя из группы тех, кого не удается подчинить.
В группе есть «цепная собака», обычно это физически сильный подросток с невысоким
интеллектом, кулаками которого лидер держит группу в повиновении, антилидер, мечтающий
занять место лидера, «шестерка», которым все помыкают и т. п. Нередко такая группа обладает
«своей» территорией, тщательно оберегаемой от вторжения сверстников-чужаков, особенно
членов других групп. Состав группы довольно стабилен. Прием новых членов нередко
сопряжен с особыми испытаниями и ритуалами. Обнаруживается склонность к
внутригрупповому символизму условные знаки, свой «язык», клички и т. д. Подобные
группы образуются из подростков мужского пела среднего и старшего возраста.
Свободные подростковые группы это другой тип групп, отличающийся нечетким
распределением ролей, отсутствием постоянного лидера. Его роль исполняют различные члены
группы в зависимости от того, чем в данный момент группа занята. Состав группы
нестабильный одни уходят, другие приходят. Жизнь группы минимально регламентирована,
нет каких-либо четких требований, которым необходимо соответствовать, чтобы примкнуть к
ней. Свободные подростковые группы обычно многочисленны, если педагогический процесс в
школе поставлен неинтересно, и ребята не видят смысла в учебе. Нестабильность группы
позволяет при хорошем знании группового процесса привлечь ребят к серьезной учебе, ибо
группировка идет не столько вокруг лидера, сколько вокруг многочисленных увлечений, хобби.
Окружающим последние могут показаться ненужными и странными. Но для самих подростков
они чрезвычайно важны. Им даже безразлично, как на это смотрят другие. Иногда они
пытаются заразить сбоим увлечением окружающих.
Приведу пример.
Ко мне на консультацию привели девушку 16 лет с подозрением на шизофрению. Она
была так увлечена эстрадным певцом Богданом Титомиром, что даже организовала группу из
60 подростков. Они собирали все записи песен певца, всегда знали, где он гастролирует. Заодно
они имели представления и о других течениях эстрадной музыки. Моя клиентка (не
поворачивается язык называть ее пациенткой) вступила в переписку с певцом. Зная, что он не
женат, она собиралась познакомиться с ним во время гастролей и постараться выйти за него
замуж. Неистовость увлечения привела к тому, что она отдавала этому делу Есе время в ущерб
учебе, отдыху и другим развлечениям. Все это, конечно, насторожило родных.
Я, вместо критики, предложил ей содействие в ее попытках выйти замуж за Титомира и
предложил ей освоить практическую психологию. Во время занятий ее кругозор настолько
|