Navigation bar
  Print document Start Previous page
 117 of 143 
Next page End  

Михаил Ефимович Литвак: «Психологический вампиризм»
117
болезни не осталось и следа. В настольный теннис играть сейчас ему некогда. А когда он
иногда играет, то не испытывает при поражении того волнения, которое у него было в период
интенсивной сублимации.
Многие деятели искусства и культуры возмущались положениями Фрейда о том, что их
творчество является одним из проявлений сублимации. Может быть, они правы. Но я знаком с
писателями и поэтами, которые в своих произведениях высказывали весьма оригинальные и
точные мысли, но действовали иначе и вели свою обычную невротическую жизнь. Вот и А. С.
Пушкин возмущался тем, что Татьяна и Онегин не соединились, но его гений отразил истину.
Татьяна не любила Онегина, да и он предложил ей не любовь:
Я знаю: век уж мой измерен; По чтоб продлилась жизнь коя, Я утром должен быть уверен,
Что с вами днем увижусь я.
Как хотите называйте это, но это не любовь. Ведь «труд упорный ему был тошен».
Полагаю, что не только уход в дело и творчество может быть сублимацией сексуального
инстинкта, ко и донжуанизм может быть сублимацией вытесненной в бессознательное
потребности в творческом труде. Сублимация нередко проявляется во всевозможных хобби,
общественной и политической деятельности. А если эти виды активности начинают занимать
слишком много времени и сил, физических и душевных, то не лучше ли их сделать своей
профессией? Ибо, как говорил 3. Фрейд, в этом мире есть только две вещи, которые стоит
делать, — это любить и работать. А все остальное — сублимация. Поэтому борьба с
сублимацией — это раскрепощение творческой и сексуальной активности.
Идентификация — форма психологической защиты, при которой на неосознаваемом
уровне приписываются себе свойства и качества, которые имеются у других людей (чаще
авторитетов), их идеи и социальные нормы.
У ребенка в первые годы жизни идентификацию следует рассматривать как
психологическое свойство брать пример с окружающих. Так идет процесс воспитания во всем
животном мире. «Делай, как я!». А так как мы принадлежим к отряду приматов, это качество у
нас развито чрезвычайно хорошо. Сначала ребенок идентифицирует себя с родителями. Если
родители — люди достойные, счастливые и адаптированные в этом мире, то, подражая их
поведению, ребенок тоже вырастает достойным, счастливым и адаптированным. Известно
правило, основанное на феномене идентификации: воспитывают не слова, а поступок. Ребенку
нужно не рассказать, а показать, как жить. К сожалению, основной тезис невротиков,
воспитывающих своих детей, звучит примерно так: «Делай не так, как я делаю, а так, как я
говорю». Естественно, механизмы идентификации, воздействующие на бессознательное,
оказываются сильнее слов, адресующихся сознанию. Ребенок, подражая родителям, становится
несчастным, и, пытаясь найти себе другой пример для подражания, ищет объект
идентификации на стсроне, в результате чего и попадает из «огня да в полымя», ибо этот объект
по всем Законам судьбы чем-то напоминает родителей или является их прямой
противоположностью в худшем варианте.
Если в семье жизнь не складывается, ребенок начинает идентифицировать себя с
воспитателем в детском саду, затем с учителем. Известно, что дети лучше изучают тот предмет,
преподаватель которого пользуется у них любовью и уважением.
В подростковом периоде начинается идентификация себя с героями улицы, ребятами
более старшего возраста нередко с делинквентными формами поведения. В юношеском
возрасте может произойти идентификация с литературными героями, знаменитыми
личностями, и человек отрывается от реального мира, не приобретая необходимого опыта. Так
произошло с пушкинской Татьяной, которая идентифицировала себя с героинями прочитанных
романов, не обращала внимания на соседей, а ждала героя, который придет со стороны.
Поэтому неслучайно она влюбилась в Онегина, и только потом работа ума позволила ей задать
себе вопрос: «Уж не пародия ли он?». У Эллочки-людоедки из романа Ильфа и Петрова
«Двенадцать стульев» такого ума не было, и ее идентификация с заграничной миллионершей
привела к распаду семьи.
Во взрослой жизни идентификация приобретает вид психологической защиты. У каждого
из нас есть тенденция к росту, к тому, чтобы сделать себя. Если я не знаю, как сделать себя, т.
е. стать самим собой, жить в соответствии со своей природой, то начну кому-нибудь подражать.
Hosted by uCoz