Михаил Ефимович Литвак: «Психологический вампиризм»
12
другой человек капризное Дитя. Изменилось все: поза, словарный запас, мимика,
пантомимика, жесты. Утром, когда он уже уходит на работу, сын случайно проливает на его
светлый тщательно выглаженный костюм стакан вишневого сока. И снова перед нами другой
человек грозный Родитель.
Изучая общение людей, Э. Берн описал три Я-состояния, которыми располагает каждый
человек и которые по очереди, а иногда вместе выходят на внешнюю коммуникацию.
Я-состояния нормальные психологические феномены человеческой личности
Родитель
(Р) Взрослый (В) Дитя (Д) (рис. 2). Все они необходимы для жизни. Дитя источник
наших желаний, влечений, потребностей. Здесь радость, интуиция, творчество, фантазия,
любознательность, спонтанная активность. Но здесь же и страхи, капризы, недовольство. Кроме
того, в Дитяти вся психическая энергия. Ради кого живем? Ради Дитяти! Это, может быть,
лучшая часть нашей личности.
Взрослый необходим для выживания. Дитя хочет, Взрослый выполняет. Взрослый
переходит улицу, карабкается в горы, производит впечатление, добывает пищу, строит жилище,
шьет одежду и т. п. Взрослый контролирует действия Родителя и Дитяти.
Если действие выполняется часто и становится автоматическим, появляется Родитель.
Это автопилот, который ведет правильно наш корабль в обычных условиях, что освобождает
Взрослого от принятия рутинных обыденных решений, это и тормоза, которые автоматически
удерживают нас от опрометчивых поступков. Родитель наша совесть. Девизы Дитяти
хочу, нравится; Взрослого целесообразно, полезно; Родителя должен, нельзя. И счастлив
человек, если у него хочу, целесообразно и должен имеют одно и то же содержание! Например,
я хочу писать эту книгу, целесообразно писать эту книгу, я должен писать эту книгу.
Если желания Дитяти удовлетворять своевременно, они выглядят умеренными и
исполнять их нетрудно. Задержка в удовлетворении потребности приводит или к исчезновению
ее, или к излишествам. Так происходит, например, когда человек ограничивает себя в еде: он
становится обжорой или теряет аппетит.
Если окружающая действительность не меняется, организм переходит на автоматическое
управление, и все желания Дитяти, его безопасность переходят в ведение Родителя. Привычные
действия требуют минимальных затрат энергии, а запреты становятся малоощутимыми.
Взрослый в этот момент может заняться другими проблемами. Действия выглядят
целесообразными, даже разумными, но сознание в них практически не участвует, мышления
здесь нет. Это становится очевидным, когда ситуация вдруг меняется, контроль Взрослого
ослабевает, а ригидные, консервативные программы Родителя заставляют личность
автоматически выполнять устаревшие, но в прошлом целесообразные действия. Так, молодая
кокетливая девушка, автоматически пользуясь косметикой, становится еще более
привлекательной. Проходит время, и, если Взрослый не контролирует действия Родителя, то те
же приемы ее старят и делают уродливой.
Руководителям, родителям, учителям, в общем, всем нам стоит помнить, что программы
Родителя, особенно приобретенные в раннем детстве, бывают очень устойчивы. Для
разрушения неверных программ требуется много усилий, специальные приемы. Родитель в
своих требованиях порой становится агрессивным, заставляет работать Взрослого, наносит вред
Дитяти, за счет энергии которого существует и сам.
|