Михаил Ефимович Литвак: «Психологический вампиризм»
14
грубость пугала ее. Каждое грубое слово оскорбляло слух (Родитель). И все-таки ее влекла к
нему какая-то, как ей казалось, сатанинская сила. Все, что так твердо устоялось в ее мозгу,
вдруг стало колебаться. Его жизнь опрокидывала все ее привычные условные представления.
Жизнь уже не казалась ей чем-то серьезным и трудным, а скорее игрушкой, которой приятно
поиграть, повертеть во все стороны, но которую можно и отдать без особого сожаления. «Вот и
ты играй, говорил ей внутренний голос, прижмись к нему, если тебе так хочется, обними
его за шею» (Дитя). Ее ужаснула легкомысленность этих побуждений, но она напрасно
заставляла себя думать о своей чистоте, своей культуре обо всем том, что отличало ее от
него. Посмотрев вокруг, Руфь увидела, что и остальные слушают его как завороженные, но в
глазах своей матери она прочла тот же ужас, восторженный, но все же ужас, и это придало ей
силы. Да, этот человек, пришедший из мрака, порождение зла. Руфь была готова положиться
на суждение матери, как привыкла полагаться всегда. Пламя Мартина перестало ее жечь, и
страх, который он ей внушал, потерял остроту (Родитель).
Мартин Идеи влюбился в Руфь и решил стать своим в ее среде. Ему удалось перестроить
программу своего Родителя, обогатить знаниями своего Взрослого. Через год на званом вечере
Руфи Мартин беседовал с главным бухгалтером минут пятнадцать, и Руфь не могла
нарадоваться на своего возлюбленного. Его глаза ни разу не засверкали, щеки ни разу не
вспыхнули, и Руфь изумлялась спокойствию, с каким он вел беседу (Родитель, которому
немного помогает Взрослый). Но вот беседа заинтересовала его. Мартин не размахивал руками,
но Руфь придирчиво отметила особый блеск в его глазах и то, что голос его постепенно
начинает повышаться и краска приливает к щекам (Дитя). Но Мартин очень мало думал сейчас
о внешних приличиях! Он увидел, как сведущ и как широко образован его собеседник
(Взрослый и Дитя, которому ненавязчиво помогает Родитель).
Постепенно, по мере формирования новой программы Родителя, Взрослый Мартина все
больше освобождается от рутинной работы и начинает разбираться в ситуации и в своей
возлюбленной. Мартин понял, что для Руфи «радость творчества» пустые слова. Она,
правда, часто употребляла их в беседе, и впервые Мартин услыхал о радости творчества из ее
уст. Она читала об этом, слышала на лекциях университетских профессоров, даже упоминала
об этом, сдавая на степень бакалавра искусств. Но сама она была чужда оригинальности мысли,
всякого творческого порыва и могла лишь повторять то, что заучивала с чужих слов. Поэтому
она не могла оценить творчества своего жениха, не могла себе представить, что можно стать
писателем, не имея диплома (Родитель).
Взрослый Мартина не может обеспечить для Руфи необходимого материального
положения. Когда Мартин попадает в скандальную историю, внутренний Родитель Руфи и
актуальные родители побеждают ее Дитятю. Наступает разрыв отношений.
Для Мартина это кончилось трагически. Его Родитель был разрушен и не мог защитить
так, как защитил Руфь ее Родитель, хотя и лишил счастья.
Одного творчества для его Дитяти было недостаточно. Оно лишилось привычного круга
общения, не приобрело нового, рухнула любовь. Наступил острый коммуникативный голод,
хотя людей вокруг было много. Мартину не удалось уберечь своего Ди-тятю от депрессии.
Общение с партнером (трансактный анализ)
Параллельные трансакции
В каждом из нас живут как бы три человека, которые часто не ладят друг с другом. Когда
люди находятся вместе, рано или поздно они начинают общаться. Если А. обращается к Б., он
посылает ему коммуникативный стимул. Б. ему отвечает. Это коммуникативный ответ (рис. 3).
Стимул и ответ это трансакция, которая является единицей общения. Таким образом,
последнее можно рассматривать как серию трансакций. Ответ Б. становится стимулом для А.
Когда два человека общаются, они вступают друг с другом в системные отношения. Если
общение начинает А., а Б. ему отвечает, дальнейшие действия А. зависят от ответа Б. И сейчас,
дорогой читатель, мы находимся с вами в системных отношениях. Ваши реакции зависят от
того, что я написал, но и мои дальнейшие действия зависят от ваших реакций. Если книга вам
понравится, вы будете ее рекомендовать другим, и тираж разойдется быстро, я начну писать
новую книгу. Если то, что здесь написано, не вызовет у вас интереса, мои действия будут
|