Navigation bar
  Print document Start Previous page
 142 of 143 
Next page End  

Михаил Ефимович Литвак: «Психологический вампиризм»
142
мазохист неожиданно оставить. Врач, которому пациент ставит четыре плюса, должен быть
внимательным к высказываниям пациента о том, что у него наступило улучшение. Не
исключено, что это неосознаваемое желание сделать своему кумиру что-то хорошее. После того
как наступит разочарование, именно этот пациент будет относиться к врачу наиболее
враждебно. Те же соображения справедливы при анализе отношений «начальник —
подчиненный», «учитель — ученик». Так можно предсказать предательство. Наиболее
продуктивно складываются деловые отношения, если подчиненный, ученик или пациент ставят
начальнику, учителю и врачу 2 — 3 плюса. На начальных этапах неплохо, если будет 1 минус.
Тогда после спокойного анализа недоразумений отношения между партнерами могут стать
теплыми. 3 — 4 минуса в позиции «ВЫ» при позитивном «Я» свидетельствуют о большой
степени высокомерия. Не исключена и параноидная настроенность.
Чрезмерно высокое позитивное «ОНИ++++» встречается в раннем детстве. Оно нередко
наблюдается у «гадких утят» и истерических личностей. Они охотно идут на контакты, но
истерики быстро разочаровываются в новых знакомых, а «гадкие утята» при недоразумениях
еще раз убеждаются в собственной неполноценности. Наиболее адаптивна позиция «ОНИ» при
2 — 3 плюсах. Наличие 1-2 минусов в позиции «ОНИ» свидетельствует о некоторой
застенчивости, 3 — 4 минуса заставляют предположить мизантропию и параноидную
настроенность, особенно, если минусы в «ОНИ» сочетаются с минусами в позиции «ВЫ».
Если отношение к работе негативное, да еще при этом не осознается, это может служить
постоянным неосознаваемым психотравмирующим фактором. Но если выявляется позитивное
отношение к некоторым трудовым процессам или к хобби, то это может служить неплохим
подспорьем для определения своего места на работе, или смены ее, чтобы хобби стало
основной работой. Человек с минусом в позиции «ТРУД» склонен к быстрой утомляемости в
процессе работы, поискам развлечений, а в конечном итоге к депрессии или приему спиртных
напитков.
Оценка параметра стабильности/нестабильности оценивается по силе позиции. Если сила
позиции ближе к 0, то ее можно определить как нестабильную и предположить, что в одной
ситуации человек будет вести себя так, а в другой — прямо противоположным образом. О
нестабильности позиции могут свидетельствовать иногда показатели, приближающиеся к 4. Но
более точно фактор стабильности/ нестабильности можно оценить, если провести обследование
несколько раз в течение 10 дней, особенно эти данные ценны, если ситуация меняется с
благоприятной на неблагоприятную и наоборот.
ЦТОС совпадал с биографическим методом в 91,6% (на материале 147 параллельных
изучений), что свидетельствует о его высокой валидности. Преимуществом его является, кроме
быстроты получения данных, возможность более глубокого прогноза развития отношений, что
позволяет использовать его при семейном консультировании и диагностике производственных
отношений. В последнем случае его можно сочетать с разработанным нами цветовым
социометрическим тестом (ЦСТ).
В основу ЦСТ легли цветовой ассоциативный тест Люшера, ЦТО и ЦТОС.
В чистом виде ЦСТ проводится следующим образом.
Перед испытуемым на белом фоне в случайном порядке раскладываются 8 цветных
прямоугольников цветов теста Люшера. Экспериментатор предлагает, как и в ЦТО, подобрать
для каждого из членов группы подходящие цвета. Затем цвета раскладываются в порядке
предпочтения — от самого приятного до самого неприятного. Кроме того, используются
одновременно процедуры тестирования, проводимые при ЦТО и ЦТОС.
Обработка такая же, как в ЦТО. Затем выбираются 3 лица из группы, к которым
выявилось положительное отношения, и 3 лица, к которым выявилось негативное отношение, и
на основании этих данных по законам социометрических тестов строится социо-грамма, в
соответствии с которой делается заключение о структуре группы. При разработке теста было
обследовано 489 человек, входящих в состав 32 групп (учебные классы, группы
психологического тренинга, производственные, спортивные коллективы, студенческие группы
и временные коллективы-бригады, курсы факультетов усовершенствования, туристические
группы и пр.). Одновременно проводился и традиционный социометрический тест Т. Ли-ри и Д.
Морено.
Hosted by uCoz