5. Система высшего образования решает некоторые демографические задачи,
которые в настоящее время оказывают огромное влияние не только на экологию, но и на
мировой порядок в целом.
6. Развитие системы образования может обеспечить достаточно большое количество
рабочих мест, требующих больших капиталовложений.
7. Образование в современном обществе продолжается всю жизнь, что повышает
надежность технологической производственной системы.
Однако, как современное состояние мироощущения большей части общества, так и
недостаточный уровень культуры и образованности людей, принимающих решения, не
позволяют комплексно решать задачу развития системы образования.
8. Для республики с населением 1.4 миллиона человек количество вузов в
установившемся режиме состояния экономики избыточно. В то же время специфика
системы образования не позволяет рентабельно выпускать необходимые и достаточно
малые группы высококвалифицированных специалистов, так как при существенном
уменьшении числа студентов резко повысится себестоимость образования. Встает также
вопрос качества специалистов в системе образования. С развитием общества в целом
внешние факторы могут потребовать резкого повышения планки образованности и
культуры, и тогда старое "высокое качество" станет вдруг неудовлетворительным.
Представляется, что для успешного движения к цели необходимо несколько изменить
общественные производственные отношения в республике, например: руководство
республики, учреждений образования, предприятий, организаций должны не только четко
осознавать, но и чувствовать, что будущее всего народа и наше будущее в наших детях,
молодежи ее культурном и нравственном уровне, и что пробелы в образовании и
воспитании в общем случае невосполнимы - за месяц может быть разрушено то, что
создавалось и требует для своего восстановления десятилетия. Необходимо помнить, что
время течет быстро, а люди, люди думающие и умеющие делать дело уходят и,
зачастую, безвозвратно (квалификация и особенно мудрость - прерогатива старости).
Независимо от наличия или отсутствия средств имеющихся у руководства системой
образования республики, представляется, что организационные мероприятия, такие как:
1) грамотная и всесторонняя экспертиза всех проектов в области образования;
исключение принятия необоснованных проектов (пункт, тесно связанный с качеством
самой экспертной системы);
2) создание банка данных всех (новых, интересных, полезных и вредных) начинаний
в сфере образования; их анализ, выработка рекомендации и заключений; создание банка
данных о людях желающих, умеющих и реально работающих с молодежью;
3) инвентаризация республиканских интеллектуальных ресурсов (институтов, школ,
молодежных структур) на предмет наличия интересных идей, уникального оборудования,
программ развития, мероприятий;
4) легальное объединение ресурсов государственных структур и общественных
систем; привлечение к образованию и воспитанию телевидения, средств массовой
информации, финансовых, организационных и кадровых ресурсов других министерств;
5) создание института советника по работе с молодежью и образованию,
подчиняющегося закону, сможет заметно повысить эффективность системы образования.
В качестве примера рассмотрим некоторые "полезные модели" возможных
элементов технологии образования [1]:
а) в образовании осуществить упор на развитие способности мыслить и действовать
самостоятельно; школа и университет должны готовить "человека-исследователя мира", а
не просто давать "сумму знаний"; необходимо привлекать науку в качестве
непосредственной производительной силы в образовании;
б) университет должен быть "замкнут" на школу, особенно сельскую, школа должна
быть ориентирована на университет и другие вузы;
|