на те стороны его интеллекта, которые связаны с воспитанием личности (чувством
ответственности и обязанности).
Как один из возможных способов устранения указанных недостатков предлагается
школа вахтового типа, которая может быть реализована как самостоятельная структура
системы образования, так и как дополняющая традиционные. Сущность проекта
заключается в том, что раз в 1-2 месяца по скользящему графику учащиеся сельских школ
приезжают на одну неделю, что составляет примерно 12% учебного времени, на учебу в
вахтовую школу интернат, где они:
- занимаются по специальной усиленной, по сравнению с сельской школой,
программе под руководством высококвалифицированных преподавателей, повторяя за
неделю 1-2 месячную программу (поскольку это повторение, смена обстановки, методики
преподавания и т.п., то появляется масса психологических факторов, улучшающих
восприятие и развивающих интеллект);
- учатся в более крупных классах, что увеличивает уровень конкуренции, позволяет
более адекватно оценить себя и собственные возможности;
- знакомятся с ребятами из других деревень и сел, что создаст со временем в
республике контингент людей живущих в сельской местности в разных районах, но
хорошо знакомых с детства; последнее может благоприятно сказаться на менталитете
народа;
- получают массу впечатлений от пребывания в столице республики смены
обстановки, элементов самостоятельности;
- получают с собой учебники, методические пособия, видеофильмы, программный
продукт и тому подобные средства обучения для самостоятельной работы дома;
- возвратившись домой, являются источником знаний, предметом повышенного
внимания и популярности со стороны сверстников; последнее может быть хорошо или не
очень.
Школа и процесс обучения должны иметь сопровождение видеоматериалами,
программным продуктом, методическими пособиями и учебниками. Поскольку школа
дополняет базовую, то ущерба для общего уровня образования она дать не должна. На
начальной стадии создания и исследования подобная школа может быть реализована для
отдельных классов, например, выпускных, готовящих в вузы, старших или средних, т.е.
для достаточно самостоятельных ребят. По мере накопления опыта можно будет
охватывать все более младшие возрастные группы. При этом в государственном масштабе
необходимо будет обратить особое внимание на подготовку учителей в основном
младших классов. Подобные классы могут быть созданы также при различных
экспериментальных школах города (спецшколах, лицеях, колледжах, функционирующих в
настоящее время), в этом случае централизованно необходимо будет решить лишь
проблему проживания учащихся. Сами спецшколы могут взять шефство над отдельными
районами республики, их ученики - над ребятами, приезжающими из села. Отдельные
вахтовые школы также могут курировать отдельные районы республики либо сельские
школы какого-нибудь профиля (экологические, математические, биологические и т.п.).
При этом отношения между "головной вахтовой школой" и курируемыми могут
строиться, например, как с филиалом, т.е. работать с увязкой учебных планов,
согласованием сроков проведения занятий, связанным с погодными или
эпидемиологическими условиями и т.п. Возможно "внедрение" курсантов вахтовой
школы в городские семьи - с оплатой пропитания и проживания за счет министерства
образования. Проживание в семье раз в два месяца в течение одной недели постороннего
человека, приехавшего за знаниями, может иметь обоюдный воспитательный эффект.
Ребята прошедшие обучение в городе в своем классе будут "агентами влияния",
несущими в село культуру и знание. В то же время их родители не выпустят контроль за
воспитанием из собственных рук.
|