восприятия мира посредством понятия "устойчивое",
то понятие "факт" легко можно распространить и на
общее.
Сложность заключается в другом. Факт,
рассматриваемый как единичное явление, обладает в
неявном виде свойством конкретности и цельности.
Так воспринимаются практически все объекты
физического мира. Общее представляется как
некоторая совокупность конкретных объектов. В этом
случае оно оказывается отличным от единичного
явления, от простой их совокупности и благодаря
этому обретает новые и специфические свойства. В
этом плане общее имеет уже некую сложную
структуру, состоящую из множества, пускай и
однородных, элементов. И здесь конкретное в его
традиционном понимании как бы исчезает.
Тем не менее, общее может обладать некоторыми
признаками, присущими понятию "факт", например,
устойчивостью. В частности, это может относиться к
такому общему понятию, как закон.
Но если какое-либо образование рассматривать как
плод рассудочной деятельности, то назвать его
устойчивым и цельным вряд ли кто отважится, хотя
таковыми они вполне могут быть. И причина только
одна: они оказываются чаще всего неустойчивыми. И с
этим также необходимо согласиться.
Утверждать однозначно, что общие образования не
следует называть фактом, все-таки нельзя.
Существование человека или государства
определяется как факт, хотя понятие "существование"
никак не отнесешь к чувственному миру. Его можно
определить через понятие "устойчивое и
самостоятельное образование". Также можно
представить и другие всеобщие категории, имеющие
абстрактно-отвлеченный характер. Но делается это в
научной литературе весьма неохотно. Продолжается
противопоставление мира физического, чувственно
воспринимаемого и мира абстрактно-отвлеченного
мышления. Видимо, такое противопоставление имеет
свой смысл.
Неизменность факта и свобода действий
Понятие "свобода"
квалифицируется
только отношению к
детерминации, в
качестве которой и
выступает факт
1
С позиции здравого смысла странно и удивительно,
когда человек поступает вопреки фактам, пытается им
противодействовать. Его обвиняют в том, что он ведет
себя неразумно, во всяком случае, в связи с решением
поставленной задачи. Если факт
"упрямая вещь", то
противостоять ему, как уже говорилось, бесполезно.
|