Соответственно, нельзя утверждать, что эмпирическое
знание определяет содержание факта. А если это так,
то это означает, что мы не может интерпретировать
факты и решать свои задачи. И таким образом загнали
себя в логический тупик.
Но если мы согласимся с тем, что эмпирический
факт все-таки указывает на эмпирическое знание,
тогда мы должны признать, что существует что-то
еще, что и опосредует эмпирический факт и
эмпирическое знание. Этим третьим, как мы уже
говорили, может быть только какой-то другой факт.
Посредником между этими фактами всегда выступает
какое-то другое эмпирическое знание, а
соответственно и другой объективный факт. Этот факт
позволяет переводить эмпирический факт в
эмпирическое знание и обратно, управлять или,
точнее, определять содержание эмпирического факта в
рамках решаемых задач.
Таким третьим фактом выступает наше прошлое
знание.
Прошлое знание можно воспринимать как
недостаток сознания и недоработка природы, его
создавшей. Но этот недостаток становится огромным
преимуществом в процессе познания нового. В силу
постоянной изменчивости ми в любой сколь угодно
короткий промежуток времени уже является другим в
отличие от прошлого знания, которое выступает
константой, на которое опирается мышление при
восприятии нового эмпирического факта. Прошлое
знание, не давая в принципе возможности для
абсолютно адекватного отражения факта, позволяет
его интерпретировать и тем самым изменять свое
сознание и эмпирическое знание.
Но прошлое знание не просто эмпирическое знание,
отражающее эмпирический мир. В данном случае речь
идет о специальном концептуальном знании.
Любой факт, если он находит отражение в сознании
и приобретает какое-то содержание, одновременно
выступает теорией, концепцией построения
отношений с данным фактом и ему подобными или
однородными, одного класса. Но только не в
абсолютном варианте, а исключительно при решении
определенной задачи. Это достаточно важное
положение. В принципе оно пересекается с известным
положением об интерпретации факта согласно той или
иной теории.
Если подходить к
теории как к знанию
об эмпирическом
мире, то оно ничем не
отличается по своей
И в самом деле, человек всегда поступает,
совершает какие-либо действия, исходя из некоторого
представления о том, как поведут себя включенные в
его систему действий другие субъекты и как надо
|