наиболее общей категории концептуального знания.
Последнее и позволяет говорить о факте как о форме,
отражающей и показывающей эмпирическое знание, а
не наоборот.
Научная теория и эмпирический факт
Но почему философы противопоставляют
эмпирическое знание теории или гипотезе?
Если подходить к теории как к знанию об
эмпирическом мире, то оно ничем не отличается по
своей природе от так называемого эмпирического
знания. Их отличие может быть только в уровне
общности.
Теория отражает
только систему связи
между фактами
И тем не менее на философском языке эти знания
существенно различаются и вполне справедливо. Если
человек попробовал морскую воду и ощутил, что она
соленая, то это считается эмпирическим знанием об
эмпирическом факте. Это знание получено в
результате простого чувственного восприятия факта. И
с этим мы сталкиваемся постоянно. Основа
противоречия и логических несуразиц заключается в
том, что данный факт (морская вода соленая)
воспринимается как конкретный, единичный, частный,
отдельный, не связанный ни с каким другим знанием.
Но это не верно, потому что в принципе невозможно.
Как мы уже говорили, любое наше знание об
эмпирическом факте основывается на более общем
прошлом знании в рамках системы знаний, или
концепции. Иного способа восприятия факта нет, в
противном случае он для нас просто не существует.
Теоретическое
осмысление мира
основано на
вторичном анализе
чувственных данных
и определения связи
между ними
Согласно философам, отличие теории или гипотезы
от эмпирического факта (и эмпирического знания)
заключается в том, что человек строит более сложные
логические взаимосвязи между фактами.
Как только человек задумался, почему морская вода
соленая, и нашел ответ, то это уже считается более
глубоким знанием, которое еще, правда, может не
тянуть на уровень теории, но уже не является
эмпирическим знанием. Этого знания на уровне
реакции наших рецепторов получить уже нельзя. Здесь
требуется сложное умственное моделирование,
выстраивание логических связей, гипотез, проверка их
и т.д. Это глубокая теоретическая работа. Образуемое
обобщенное знание не является эмпирическим,
поскольку оно основано на дедуктивном (или
интуитивном) знании и достигается посредством
специальных форм мышления, данных человеку
априорно (по Канту).
Многообразие мира
это возможность его
многообразного
Теория-гипотеза никогда не называется фактом, и
не может быть таковым только потому, что не
|