Факт
и его интерпретация¹
В предыдущей главе²
сделана попытка определить сущность факта,
как он представляется в обыденном сознании,
т.е. в нашей повседневной жизни,
и каким образом проблема факта описана в философской литературе.
Проведен анализ логических противоречий в описании и использовании понятия
«факт». Повторим:
факт всегда воспринимался как существующий помимо сознания,
и на него человек опирается при создании своего образа мира.
Это форма чувственного
непосредственного восприятия внешних явлений.
Именно наличие факта как форма устойчивого восприятия мира и позволяет
человеку решать свои задачи.
Объективный и субъективный факт
1
Человек всегда делил мир на две равные или неравные
части: потусторонний и существующий, духовный и
материальный, объективный и субъективный, идеальный и
реальный, абсолютный и относительный и пр. во множестве
вариаций и форм выражения. Он также разделил мир на видимый,
или осознанный, и невидимый, или неосознанный.
На самом деле, двух миров не существует, мир един в
своем многообразии. Одна из форм его проявления
это
сознание, со своим специфическим содержанием, весьма
отличным от содержания любой другой формы проявления
материи. Но в формах сознание только фиксирует качественное
отличие одного содержания материи от другого. Именно
качественное отличие позволяет различать формы друг от друга и
определенным образом классифицировать. Разделив весь
многообразный мир на равные части, человек реализовал свое
стремление к симметричному и асимметричному восприятию
мира, имеющее громадное и принципиальное значение для
познания мира и построения отношений с ним.
Сознание
это
только одна из
форм проявления
материи со своим
особым
содержанием.
То же самое и с фактом: его определяли как объективный и
субъективный. Если такое деление в обыденном сознании и в
философии имеется, значит оно отражает определенное состояние
и взаимодействие природы и сознания. Разделение фактов на
объективные и субъективные определяется общей парадигмой
соотношения материи и сознания. Восприятие факта как
существующего вне сознания было вполне достаточно, чтобы
решить, например, задачу питания. Убегающего кабана древний
охотник не мог считать субъективным явлением, находящимся в
его сознании и являющимся плодом его воображения. Таковым он
мог восприниматься только в желудке. Поскольку поймать кабана
не всегда удавалось, то он воспринимался исключительно
существующим помимо сознания, как объективное явление.
Субъективное всегда воспринималось как мне принадлежащее, а
объективное
как другое, иное, чужое, мне не принадлежащее.
Формы
выражения
материи есть
только фиксация
сознанием
качественного их
отличия.
1
Продолжение. Начало см. в работе: Аверьянов Л.Я. В поисках своей идеи. Ч. 1. М., 2000.
2
См.: Там же.
|