Как мы уже говорили, для разрешения этого противоречия
прежде всего необходимо отказаться от парадигмы материального
и идеального. Взаимодействия сознания и субъектов внешнего
мира осуществляются в единой для них парадигме: они
равные
субъекты. Именно такой подходит и позволяет определить
сущность как того, так и другого субъекта мира.
И в самом деле, для того чтобы существовать человек, как,
впрочем, и любой другой субъект, должен иметь в голове всю
картину мира и благодаря этому определять свою позицию в нем.
Определять ее он может только относительно тех задач, которые
ставит и которые может решить исключительно с помощью
внешних субъектов и в общей с ними связи.
Именно эти задачи определяют субъекты внешнего мира
как факты в сознании человека. Факты внешнего мира не
существуют сами по себе в сознании человека. Сами по себе они
могут существовать только вне сознания. Для сознания, как,
впрочем, и для любого другого субъекта мира, факты существуют
только в связи с решением человеком конкретной задачи.
Последняя есть с необходимостью общая парадигма знания, в
рамках которой и определяется сущность внешнего субъекта.
Было бы неверно утверждать, что сознание подчиняет себе
внешний мир. Сознание только берет, присваивает внешний
субъект в рамках своей задачи. Не более того. Если субъект
внешнего мира «встал поперек дороги» человеку, то последний с
необходимостью или выбирает другую дорогу, в обход, или же
подчиняется этому субъекту, т.е. действует в рамках его системы.
Ясно, что человек может определять действия субъекта внешнего
мира, но только в том случае, если субъект будет действовать в
рамках его системы. И наоборот человек подчиняется действиям
внешних субъектов, если будет действовать в рамках их системы.
В пределах общей парадигмы (например, природы, материи) все
субъекты равны, но равны до тех пор, пока они не вступили во
взаимодействие друг с другом.
свидетельствовать
об истинном
отражении
субъектов внешней
среды.
Сознание
одна из
форм материи со
своим
специфическим
содержанием, весьма
отличным от
содержания любой
другой формы
проявления материи.
Отметим, что факт всегда воспринимался как цельное
образование. В принципе это верно, как верно и то, что факт
представляет собой сложную систему, состоящую из
элементов. Когда человек вступает во взаимодействие с
внешним фактом, он чаще всего имеет дело с его элементами
как подсистемами. Благодаря тому, что любой факт в
принципе неисчерпаем, человек может конструировать
бесконечное количество вариаций из этих элементов, но
только в рамках общей для них парадигмы. Понятно, что
человек выстраивает не бесконечную вереницу
интерпретаций, а ограниченное количество и именно ту
интерпретацию, которая необходима для решения
поставленной задачи. Задача и определяет факт, но не тот,
который существует во вне, а тот, который находится
исключительно в сознании и решает поставленную задачу.
Ибо другого просто не дано.
Но даже те элементы, которые составляют подсистему
внешнего факта существуют в сознании человека как его прошлый
опыт. Правда, в данном случае речь не идет о восприятии
принципиально нового факта и о процедуре его образования. Об
этом
дальше. Система внешних субъектов, которая окружает
человека, с необходимостью имеется в его сознании, но только в
рамках как общей для всех этих элементов задачи, так и его
собственной задачи.
Поэтому, на наш взгляд, можно говорить о том, что и
субъективные, и объективные факты находятся исключительно в
Логика
рассуждений и
действий
человека с
необходимостью
отражает логику
функционирован
ия всей системы
внешних
объектов.
|