соотнести его с другой парадигмой
той же ракетой и
ракетным двигателем. Последняя даже может выступать более
общей парадигмой.
каждого из них.
5
Кратко резюмируя сказанное, необходимо подчеркнуть
несколько ключевых позиций. Безусловно, внешние объекты
и природа в целом существуют вне сознания, и последнее с
необходимостью включенное в общий процесс взаимодействия
природных объектов находится полностью в системе их связи
и определяется их частной природой.
Природа и любой ее объект не заботятся о
существовании человека, человечества, как впрочем, и
каждого отдельного ее объекта. Это личное дело человека и в
силу этого он приобретает самостоятельность. Более того,
такое враждебное или, точнее, безразличное отношение
природы к субъекту и позволяет ей существовать, ибо только
самостоятельное движение каждого субъекта в общей системе
их взаимодействия определяет жизнеспособность каждого из
них.
Но для того чтобы сознанию определиться в этой
системе взаимосвязи и выработать свою траекторию
движения, внешние связи и субъекты должны находится в
сознании, должны быть его собственностью. Относительно
внешней ситуации человек может определиться, только исходя
из своего знания, и другого источника у него нет.
Относительно внешнего субъекта человек только реагирует
на него и не более того. И свое отношение с внешним миром он
строит, исходя только из собственных представлений о том,
что и как надо делать в той или иной ситуации.
Относительно
внешней ситуации
человек может
определиться,
только исходя из
своего знания, и
другого источника у
него нет.
Другой принципиальный момент. Представление человека
может быть не совсем верным в силу различных причин, и прежде
всего из-за недостаточности знаний. В любом случае он будет
опираться исключительно на свое знание и ни на какое другое.
Тем более он не будет опираться на внешний факт и только
потому, что внешний факт не взят им как его собственность.
При этом мы не можем отказаться от понятий
«субъективный» и «объективный» факт. Если мы откажемся
от одного из этих понятий, то автоматически откажемся и от
другого.
И в самом деле, если мы будем утверждать, что
существует только субъективный факт, то этим самым мы
откажем природе в праве на существование. В лучшем случае
за ней останется роль некоего пассивного субстрата для
преобразовательной роли сознания. В истории философии уже
делались попытки доказать подобное, но они не выдержали
более или менее пристального даже логического анализа.
В свою очередь отказ от понятия «субъективное» ведет
к отказу от существования человека и человечества как
субъектов природы. Даже если определить человечество как
производное от материи, то надо признать его хотя бы
относительную самостоятельность со всеми требованиями к
самостоятельным и свободным субъектам.
Человек не может
опираться на
внешний факт до тех
пор, пока он не взят
сознанием как его
собственность.
Да, субъективное и объективное существуют, но только в
сознании человека. Можно утверждать, что природа их различна в
отличие от общепринятой в научной литературе точки зрения.
Субъективный факт это нечто иное, как концептуально-
гипотетическое, или возможно истинное, представление человека
о том, как вести себя в изменившейся внешней ситуации.
Да, субъективное и
объективное
|