осознанное оно приобрело новое содержание. Мир
становится не только устойчивым и понятным,
предсказуемым, но и управляемым. И это важное
положение открыло новую страницу во
взаимоотношении человека с внешним миром.
Возможность управлять миром, его частью поставила
человека в принципиально иное положение по
отношению к миру фактов.
Управлять значит иметь возможность изменять свое
положение в мире относительно факта как некоторой
константы. Не факт изменять, а себя как факт
относительно другого факта. Наглядно это можно
представить как лавирование человека между фактами
при достижении своей цели. Это обозначается
свободой действий человека.
Общее и конкретное
Мыслить факт
означает иметь в
сознании нечто, что
отражает
конкретное в его
непосредственной
физической
данности
1
Почему философы утверждают, что конкретное
является фактом только в том случае, если оно
отличается от общего?
Общее не является фактом, по утверждению
философов, потому что оно не является конкретным.
Таким образом, сталкиваются три различных понятия
(конкретное, факт и общее) без выяснения каких-либо
опосредованных логических цепочек.
Природа общего и конкретного настолько отлична
(в понятиях, конечно), что сопоставлять их просто
нельзя. Конкретное, как мы уже говорили, описывает
чувственный мир и, по большей части, физический
мир. Общее как понятие есть область абстрактного
теоретического мышления. Первое есть область
чувственного восприятия мира, второе
область
рассудочной деятельности, построение умозрительных
концептуальных конструкций и т.д.
Но было бы слишком просто отказать мышлению
(философам) в правомерности соотнесения
конкретного и общего только на основании логической
ошибки и их различной природы. Конечно,
соблазнительно ограничить понятие "факт" только
областью чувственного мира и его конкретным
выражением в физических формах. Настолько здесь
все понятно, прежде всего на уровне здравого смысла.
Именно поэтому восприятие факта как формы
выражения конкретного и не вызывает особого
возражения. Так оно и делается, по преимуществу, в
современной философии. За исключением некоторых
сомневающихся во всем философов.
|