возникновению конфликтов между группами. Это может произойти потому, что подобные
предубеждения влияют на то, как мы объясняем поведение членов нашей и чужой группы. Обычно,
когда чужая группа совершает негативные действия, мы приписываем это наличию каких-либо
устойчивых характеристик, присущих членам этой группы (внутренняя, или диспозиционная,
атрибуция). Однако когда негативные действия совершаются нашей группой, мы видим причину этого
во влиянии временных внешних факторов (внешняя, или ситуационная, атрибуция). И наоборот, когда
наша группа совершает позитивные действия, мы используем диспозиционную атрибуцию; когда же
подобное поведение демонстрирует чужая группа, мы применяем ситуационную атрибуцию. Петтигрю
(Pettigrew, 1979) назвал это явление первичной ошибкой атрибуции (ultimate attribution error). Первичная
ошибка атрибуции это расширение фундаментальной ошибки атрибуции (тенденция людей, объясняя
поступки других, придавать чрезмерное значение внутренним диспозиционным причинам) и
пристрастия к «игре в свою пользу» (тенденция людей приписывать свои успехи своим внутренним
качествам, а неудачи воздействию внешних факторов) при объяснении поведения групп. Хьюстоун
(Hewstone, 1990) сделал обзор многих работ, в которых документально зафиксирована эта ошибка.
Первичная ошибка атрибуции (Ultimate attribution error). Когда чужая группа совершает
негативные действия, мы используем по отношению к ней диспозиционную атрибуцию, а по
отношению к своей ситуационную. И наоборот, когда наша группа совершает позитивные
действия, мы используем диспозиционную атрибуцию, когда же подобное поведение демонстрирует
чужая группа, то применяем ситуационную атрибуцию.
Очевидно, что такая атрибутивная ошибка должна привести к повышению вероятности
возникновения конфликтов между группами. Во-первых, она подразумевает, что, вопреки любым
позитивным действиям другой группы, негативное восприятие этой группы будет неизменно
сохраняться. Например, когда муж берет ребенка с собой, чтобы провести с ним выходной день
(позитивное и желаемое действие), то жена может приписать этот поступок попытке мужа загладить
свои прошлые грехи или расчету получить что-нибудь взамен. Во-вторых, узнав о негативном
восприятии другими людьми нас самих или нашей группы, мы нередко воспринимаем это как
проявление внешней агрессии. Поскольку нам свойственно отвечать на агрессию агрессией,
вероятность разгорания конфликта в таких условиях будет довольно высокой. Вполне возможно, что
повышенная психологическая разобщенность и неприязнь между разными группами возникает
вследствие взаимно негативных аффектов (negative affect reciprocity). Взаимно негативные аффекты
представляют собой обмен негативными чувствами по принципу «око за око, зуб за зуб» (Brehm &
Kassin, 1992). Если кто-нибудь испытывает к нам острую неприязнь или говорит о нас что-то дурное, то
обычно мы стремимся ответить ему в том же духе. Неудивительно, что процесс такого обмена
«любезностями» чаще всего идет по нарастающей. Все сказанное в полной мере относится и к шуткам,
отпускаемым в адрес представителей другого пола. В исследованиях, проведенных Крокером и
Лухтаненом (Crocker & Luhtanen, 1990), высказывалось предположение, что люди, сильно
идентифицирующие себя с группой, часто увлекаются сравнением своей группы с чужими. При этом
можно ожидать, что осведомленность о негативных установках чужой группы может привести к тому,
что мы начнем объяснять происходящее так, чтобы это позволяло нам сохранить позитивный взгляд на
свою группу. В таких случаях принижение достоинств других групп является одним из способов
чувствовать себя лучше. Критика нашей группы теряет свою эффективность, если мы убеждаем себя в
том, что она исходит от невежественных, злобных и низких людей. В итоге, когда мужчины узнают о
том, какие отрицательные качества приписывают им женщины, или когда женщины узнают, какими
негативными чертами характера они обладают с точки зрения мужчин, в этих условиях представители
другого гендера сразу превращаются в представителей чужой группы. При этом часто наблюдается
преувеличенное восприятие гендерных различий, что, случается, приводит к открытым конфликтам.
Заключительные замечания
|