женщинами. Например, Элайн Бузлер однажды сказала: «Я знаю, как можно поднять женщин в атаку.
Просто сообщите им, что парни на той стороне говорят, будто они в своей униформе выглядят
толстыми». Другой юморист, Дэйв Барри, заметил: «Современный мужчина знает, что должен быть для
женщины чутким и заботливым партнером, поэтому радикально меняет стиль жизни. Например, не
забывает вынимать из карманов грязные носовые платки, перед тем как оставить свои брюки на полу
для феи из прачечной» (Barry, 1991). Если мы задумаем поменять пол действующих лиц в этих шутках,
они вообще потеряют смысл: шутки работают, потому что отражают общепринятые в нашей культуре
представления о различиях между мужчинами и женщинами.
Большинство людей считают, что гендерные различия в поведении и социальных ролях вызваны
биологическими отличиями между полами.
Для среднего человека гендерные различия представляются результатом работы природных сил,
а не воспитания. Социальные психологи допускают существование ряда биологических отличий между
мужчинами и женщинами, но уверены в том, что ими нельзя объяснять гендерные различия, и в том,
что биологические отличия полов довольно слабо влияют на поведение. Цель этой главы показать,
что многими гендерными отличиями мы обязаны скорее культуре и социализации, чем врожденным
различиям между мужчинами и женщинами.
Возьмем для начала моего сына Кена. У него короткая челка, а сзади длинный «хвост»,
который достает мальчику до середины спины. По поводу прически Кен непреклонен и порой говорит:
«Без моего хвоста я бы на себя не был похож». Между тем хвост Кена создал ему целый букет
социальных проблем. Все время, пока он ходил в детский сад, потом в первый и второй класс (во время
написания этих строк он уже во втором), Кен время от времени возвращался домой расстроенный и
сообщал: «Тот-то и тот-то говорит, что я похож на девчонку». Вдобавок Кен играет с девчонками-
сорванцами, и многие мальчики критикуют его за то, что он «слишком хорошо относится к девчонкам».
Из того, как эти вещи говорились, ему стало ясно, что и его прическа, и поведение в отношении девочек
неприемлемы для большинства других детей. Такого социального неодобрения часто бывает
достаточно, чтобы заставить ребенка изменить свое поведение так, чтобы оно удовлетворяло
социальным ожиданиям для его пола.
Когда Кен в первый раз столкнулся с этим в детском саду, он спросил меня, почему мальчики и
девочки должны носить разную одежду и играть в разные игры. Представьте себе, что Кен спрашивает
об этом вас. Возможно, вы ответите: «Ну, так уж заведено, и если ты не хочешь, чтобы над тобой
смеялись или считали тебя странным, то, наверное, придется делать как все». Другими словами, вы
сообщите Кену, что действительно для женщин и мужчин существуют разные нормы и, чтобы получить
одобрение общества, человеку лучше им следовать.
Социальные нормы и гендерные различия
Социальные нормы
это основные правила, которые определяют поведение человека в
обществе. По мнению социальных психологов, объяснение многих гендерных различий следует искать
не в гормонах и хромосомах, а в социальных нормах, приписывающих нам различные типы поведения,
аттитюды [от англ. attitude
- отношение (к чему-либо)] и интересы в соответствии с биологическим
полом. Наборы норм, содержащие обобщенную информацию о качествах, свойственных каждому из
полов, называются половыми или гендерными ролями. Часть этих социальных норм внедряется в
сознание через телевидение и популярную литературу, ряд других мы получаем непосредственно,
например испытывая неодобрение со стороны общества, когда отклоняемся от ожидаемого гендерно-
ролевого поведения.
Представление о том, что значительная часть нашего поведения напрямую зависит от
социальных норм и социального контекста, давно принято наукой. Я даже думаю, что это величайшее
достижение социальной психологии.
Игли (Eagly, 1987) выдвинула предположение, что гендерные стереотипы, в сущности, являются
социальными нормами. Это означает, что у всех нас есть представления о том, что мужчинам и
женщинам свойственны определенные наборы конкретных качеств и моделей поведения, что
|