Исландия (90)
Франция (89)
Австралия (87)
Дания (82)
Новая Зеландия (79)
Голландия (77)
Бельгия (74)
Германия (73)
Великобритания (70)
Чехословакия (68)
Швейцария (67)
Люксембург (65)
Япония (52)
Танзания (92)
Кения (76)
Свазиленд (73)
Египет (64)
Иордан (79)
Шри-Ланка (75)
Гонконг (74)
Сингапур (69)
Кипр (59)
Корея (50)
О Латинской Америке и Карибском бассейне доступной информации не было. Данные по США не
включены в таблицу, в главе 3 указывалось среднее значение около 70%.
Также согласно данным ООН (1991), женщины составляют меньше 5% глав государств, глав
крупных корпораций и специалистов, занятых на ведущих постах в международных организациях.
Только шесть из 159 стран членов ООН на 1990 г. возглавлялись женщинами: Исландия, Ирландия,
Никарагуа, Норвегия, Доминиканская Республика и Филиппины (ООН, 1991). На 1987 г. только 10%
парламентских мест в мире было занято женщинами (ООН, 1991). В неиндустриальных и
развивающихся странах женщины занимают около 6% государственных должностей по сравнению с 5
11% процентами в европейских странах (French, 1992). Тем не менее с давнего времени женщины были
лидерами в своих сообществах и на бытовом уровне. Женщины также являются лидерами многих
важных организаций по защите окружающей среды и борьбе за мир (ООН, 1991). Участие в подобных
организациях может в большей степени соответствовать женской роли, для которой свойственна забота
о благополучии и здоровье семьи. Кроме того, подобные организации часто основываются женщинами
и соответственно они занимают там ведущие посты.
Во всем мире одним из основных барьеров, препятствующих достижению женщинами равного с
мужчинами статуса, является образование. Низкий уровень образования и слабая подготовка
привязывают большое число женщин к низкооплачиваемой черной работе, которой становится все
меньше в силу механизации. Механизация предоставила более широкие возможности для тех, кто
владеет административными и техническими навыками навыками, которыми с гораздо большей
вероятностью могут овладеть мужчины, имеющие преимущество при получении образования (ООН,
1991). Неграмотных женщин в мире больше, чем мужчин: примерно 597 миллионов женщин по
сравнению с 352 миллионами мужчин (на 1985 г.) (ООН, 1991). Многое было достигнуто в области
образования, и в большинстве развитых стран практически все молодые люди являются грамотными.
Но в сельских районах и в большинстве развивающихся стран дела обстоят по-другому. Например, в
Африке примерно 55% женщин и 35% мужчин неграмотны. В Южной Азии неграмотны почти 60%
женщин и 35% мужчин. Во многих странах сложилась обнадеживающая ситуация с высшим
образованием. В большинстве развитых стран число женщин, обучающихся в вузах, по крайней мере
равно числу мужчин, а в некоторых случаях и больше (ООН, 1991). И тем не менее для изменения
статуса и власти женщины необходимо нечто помимо образования. Даже получив образование,
женщины во всем мире сталкиваются с предвзятостью при приеме на работу, «стеклянным потолком» и
различием в оплате труда.
Некоторые специалисты в области социальных наук ставили под вопрос предположение о том,
что женщины ниже мужчин по статусу и власти. Например, Роджерс (Rogers, 1985) утверждал, что
доминирование мужчин в деревенских общинах это миф, который поддерживают и мужчины и
женщины. Мужчины потому, что хотят казаться наделенными властью, а женщины потому, что
этот миф так устраивает мужчин, что они оставляют женщинам сферу домашнего хозяйства, которая в
деревенских общинах является истинным источником власти. Триандис (Triandis, 1994) интересовался,
|