исследовании студентов, представлявших 46 стран (Gibbons et al., 1991). Вероятно, это различие
существует, поскольку выгоды гендерного равенства очевиднее для женщин, которые, как мы уже
замечали, обладают более низким статусом в силу своей половой принадлежности.
Уильямс и Бест (1990 b) изучили гендерно-ролевую идеологию в четырнадцати странах
(Нидерландах, Германии, Финляндии, Англии, Италии, Венесуэле, Соединенных Штатах, Канаде,
Сингапуре, Малайзии, Японии, Индии, Пакистане, Нигерии), используя SRI («Шкалу поло-ролевой
идеологии» Sex-Role Ideology Scale), разработанную Калином и Тилби (Kalin & Tilby, 1978). SRI требует,
чтобы респонденты указали степень, в которой они согласны с каждым из тридцати утверждений,
таких, как: «Первая забота женщины, имеющей маленьких детей, дом и семья», «Ради блага семьи жена
должна вступать в половые сношения со своим мужем, хочет она этого или нет» и «Женская и мужская
работа не должны сильно отличаться по своему характеру». Уильямс и Бест (1990 b) обнаружили
значительные межкультурные различия в том, в какой степени респонденты придерживались
традиционной или современной идеологии. Порядок расположения четырнадцати стран в первом
предложении этого абзаца отражает полученные исследователями данные. Первая из этих стран,
Нидерланды, отличалась наиболее эгалитаристской гендерно-ролевой идеологией, а в последней,
Нигерии, были отмечены наиболее традиционные и наименее эгалитаристские взгляды.
Затем Уильямс и Бест (1990 b) соотнесли данные SRI с экономическим развитием, религией,
процентом женщин, занятых вне дома, и процентом женщин, посещающих университеты, в каждой
стране. Результаты этого анализа показали, что гендерно-ролевая идеология меняется в сторону более
эгалитарной по мере экономического развития, что мусульманские страны отличаются более
традиционной идеологией, чем христианские, и что более высокое число работающих женщин и
женщин, обучающихся в университетах, связано с более эгалитаристской гендерно-ролевой идеологией.
Внутри отдельной культуры могли также иметь место значительные вариации в гендерно-ролевой
идеологии, обусловленные образованием, принадлежностью к определенному поколению и влиянием
культуры других обществ. Эту особенность хорошо иллюстрирует обзор исследовательской литературы
по гендерно-ролевой идеологии у испано-американских женщин, проведенный Васкес-Натталл
(Vazques-Nuttall et al., 1987). Этот обзор показал, что испано-американские женщины, имеющие более
тесные контакты с англо-американским обществом, придерживались более эгалитаристских концепций
в отношении гендерных ролей (Canino, 1982; Espin & Warner, 1982; Kranau et al., 1982; Torres-Matrullo,
1980), лучше образованные испано-американки имели более либеральные взгляды (Pacheco, 1981; Soto
& Shaver, 1982), а представители старшего поколения придерживались более консервативной
идеологии, чем люди младшего возраста (Rosario, 1982; Soto & Shaver, 1982).
Заключительные замечания
Эта глава была в основном посвящена гендерным «этикам» (культурным универсалиям), но
гендерные «эмики» (культурная специфика) также важны, особенно при рассмотрении процесса
изменения гендерных ролей. Здесь имеется несколько аспектов. Один состоит в следующем: культура
влияет на то, в какой степени человек готов оставаться самим собой, не становясь конформистом.
Социальные изменения могут быстрее происходить в тех странах, где не столь велика покорность
властям и верность групповым нормам. Западные культуры, подобные той, которая сложилась в США,
характеризуются психологами как индивидуалистические общества. В индивидуалистических обществах
люди больше интересуются собственной карьерой, личными правами и независимостью (Hofstede, 1984;
Hui & Triandis, 1986), и это обстоятельство облегчает отступление от превалирующих социальных норм.
Коллективистские общества, подобные японскому, придают повышенное значение подчинению
индивидуальных целей коллективным, что проявляется в повышенной заботе о потребностях
окружающих и взаимозависимости (Hui & Triandis, 1986). Конформизм и покорность в таких обществах
социально поощряются и ценятся в большей степени, чем в США. Могаддам и его коллеги (Moghaddam
et al., 1993) также предположили, что культуры, в которых поощряется покорность старшим, могут
отличаться большей резистентностью к социальным изменениям, поскольку люди с возрастом менее
охотно принимают изменения.
|