рассматривающие подчиненное положение женщин в качестве основного пункта своей платформы, но
и левые, отводящие женским проблемам второстепенную роль по сравнению с более общими
вопросами эксплуатации рабочих.
Борьба за гендерное равенство может быть также подчинена другим политическим вопросам, в
частности связанным с экономическим или этническим выживанием (Margolis, 1993). Эта ситуация
особенно вероятна в странах третьего мира и развивающихся государствах, где на повестке дня стоит
вопрос элементарного выживания или происходит этнический конфликт. Например, канадский
психолог Патриция Кериг (Kerig) и русские психологи Юлия Алешина и Алла Волович высказали в 1993
г. следующую мысль: в современной России феминизм считается чем-то вроде утопии и менее важен,
чем насущные экономические проблемы. Вероятно, неслучайно, что женское движение в Соединенных
Штатах взяло старт в период относительного экономического процветания и социального спокойствия,
после появления движения за защиту гражданских прав и окончания вьетнамской войны, и было
создано в основном благодаря усилиям белых представительниц среднего класса. Для цветных женщин
в США и женщин в странах третьего мира наиболее неотложными вопросами могут быть избавление от
голода и этнической дискриминации (Bulbeck, 1988). Ла Фромбуазе и его коллеги (LaFromboise et al.,
1990) подметили, что для американок индейского происхождения вопрос сохранения своей расы и
культуры не менее, если не более, важен, чем вопрос равноправия полов. Кроме того, они
предположили, что движения за гендерное равенство среди американских индейцев будут отличаться от
других феминистских движений, поскольку индейские женщины стремятся к феминизму, который
действенен в контексте индейской семьи, их племени и представлений о Священной матери-земле.
Растет понимание культурных вопросов, обсужденных выше, и того, что западный феминизм
часто не подходит для незападных культур. Некоторым кажется, что культурное разнообразие столь
велико, что оно делает невозможным движение за общемировое гендерное равенство. Несмотря на эти
тревоги, человеческие права все чаще рассматриваются в качестве вопроса международного значения и
все большую поддержку получает нынешняя тенденция признания законности международного права;
это может помочь проложить дорогу к большему гендерному равенству во всем мире. В 1979 г.
Генеральная Ассамблея ООН приняла конвенцию, в которой заявлено, что «дискриминация женщин
несовместима с человеческим достоинством и благоденствием общества» и что «необходимо добиться
всеобщего признания, в правовых актах и фактически, принципиального равенства мужчин и женщин»
(подробно см. в: Defeis, 1991). Государства, ратифицировавшие эту конвенцию, обязаны покончить с
дискриминацией женщин в сфере занятости, образования и политики. Конвенцию ратифицировали 104
государства, являющиеся членами ООН. К сожалению, среди них нет Соединенных Штатов, где
ратификация пока не проведена в связи с различными конституционными проблемами (подробности
см. в: Defeis, 1991). ООН также объявила годы с 1975-го по 1985-й «Десятилетием женщины» и провела
в 1975, 1980 и 1985 гг. три международные конференции по женским вопросам; краткая история этих
трех конференций дана у Бернарда (Bernard, 1987). Четвертая международная конференция ООН,
посвященная женщинам, была проведена в 1995 г. в Пекине. Деятельность ООН способствовала тому,
что во многих странах появились программы по повышению роли женщин в обществе, а также
стимулировала сбор статистической информации об относительном статусе мужчин и женщин.
Дискуссия о гендере в различных культурах поднимает еще один вопрос сохранение
культурного разнообразия. Однажды после обсуждения в аудитории гендерных ролей ко мне подошла
американская студентка мексиканского происхождения по имени Лусилла. Она сказала, что ее
раздирают противоречия, поскольку, с одной стороны, она является защитницей своей культуры и
хочет, чтобы последнюю оценили в США, а с другой стороны, ей трудно мириться с тем, как
обращаются с женщинами в ее среде. Можем ли мы дорожить культурным разнообразием и при этом
добиваться, чтобы неамериканские культуры поставили своей целью гендерное равенство? Этот вопрос
очень важен.
Катценштейн (Katzenstein, 1989) заметил, что феминистские ценности могут конфликтовать с
существующими обычаями и законным будет вопрос, чему отдать преимущество. Эл-Бакри и Камейр
(El-Bakri & Kameir, 1983) возражают против приведения роли женщин на Ближнем Востоке и в странах
третьего мира к стандартам западных демократий. Разумеется, мы не должны быть слишком
самонадеянными и навязывать другим наше западное мировоззрение. Если какая-то культура отличается
|