Navigation bar
  Print document Start Previous page
 22 of 167 
Next page End  

и женщины изображаются исключительно в роли хранительниц домашнего очага, тогда как мужчинам
предоставлены все возможности (McDonald, 1989). Эти истории могут внушить детям, что мир, за
исключением воспитания детей, принадлежит мужчинам, а женщины играют в нем подчиненную роль.
Крабб и Билавски (Crabb & Bielawski, 1994) провели анализ иллюстраций в детских книгах серии
Caldecott Medal and honors, опубликованных в период с 1937 по 1989 г., с целью выявить изменения в
гендерном маркировании предметов. Эти издания в большом количестве стоят и на полках книжных
магазинов, и в библиотеках, поэтому авторы сочли, что они достаточно полно отражают литературу,
которую в настоящее время читают американские дети. Гендерное маркирование того или иного объекта
дает нам представление о том, кто его чаще использует — мужчины или женщины. Важность
гендерного маркирования объясняется тем, что дети наблюдают, с какой частотой определенные
действия производятся мужчинами и женщинами, и с большей вероятностью будут имитировать то
поведение, которое сочтут присущим людям одного с ними гендера.
По результатам исследования, среди персонажей женского пола значительный количественный
перевес был на стороне тех, кого изобразили с предметами, относящимися к домашнему хозяйству
(кухонная утварь, метлы и т. п.), и это соотношение не менялось на протяжении 53 лет. Мужчин чаще
предпочитали рисовать с орудиями труда (т. е. предметами, используемыми для работы вне дома). И в
то же время доля мужчин, нарисованных с предметами домашней утвари Б руках, заметно возросла.
Результаты этого исследования недвусмысленно дают понять, что, за исключением возросшего числа
мальчиков, нарисованных с предметами домашней утвари в руках, изображение в детских книгах
различных видов труда, соотнесенных с тем или иным гендером, претерпело минимальные изменения.
Телевидение
Гербнер и Гросс (Gerbner & Gross, 1976) приписывали телевидению уникальную способность
изменять фундаментальные представления о природе социальной реальности. Оно обладает этим даром
благодаря тому, что не только отражает status quo, но и многократно преувеличивает существующие
тенденции, телевизионные образы кажутся реальными, а людям доступно широкое использование
телевидения и возможность выбора. Альберт Бандура (Bandura, 1969) высказал идею, что телевидение
вполне способно соперничать с родителями и учителями в качестве источника ролевых моделей для
подражания. Исследования показали, что средства массовой информации очень важны в гендерно-
ролевой социализации, а анализ информации, поступающей к нам по телевизионным каналам,
продемонстрировал, что телевидение создает стереотипные, традиционные образы мужчин и женщин.
Одна из моих студенток написала о том, какое влияние оказал телевизионный сериал «Брэди и их
друзья» (The Brady Bunch) на ее гендерно-ролевую социализацию. В первый раз этот сериал
демонстрировался на телеканале ABC с 1969 по 1974 г., и время от времени его повторяют на других
каналах.
"Когда я была ребенком, моим любимым занятием было раз за разом смотреть повторы мыльной
оперы «Брэди». В то время я точно знала, что моя цель в жизни — стать совершенной женой, как Кэрол
Брэди, иметь шесть или семь детей и позволить мужу обо мне заботиться. Когда я начала учиться в
колледже, это все еще было моей целью. Собственно, только в прошлом году я всерьез задумалась о
карьере и сменила специализацию с домоводства на психологию."
Синьорелли (Signorielli, 1989) провел анализ недельных выборок телевизионных программ,
которые занимали в эфире лучшее время в период с 1969 по 1985 г., и обнаружил, что 71%
появлявшихся на экранах людей и 69% главных героев — были мужчинами. Анализ тенденций выявил
лишь незначительные изменения в этих пропорциях за 16-летний период. Женщины на телевидении
были в среднем моложе, чем мужчины; обладали более привлекательной внешностью и мягким
характером; их показывали в контексте романтических интересов, дома, семьи; они же чаще оказывались
в роли жертвы. Из 10 замужних героинь только три имели какую-либо работу за пределами дома (в
реальной жизни работают более половины замужних женщин), и даже если женщины работали, то им,
как правило, отводились традиционные женские занятия. Мужчины же не только значительно чаще
появлялись на экране, но и имели уважаемую в обществе профессию (адвокат, врач) либо подвизались в
Hosted by uCoz