Некоторые из моих студентов разрабатывают инструментарий по созданию целостного
многостороннего образа личности в противовес широко распространенным методикам, которые
пытаются видеть в человеке лишь отдельные индивидуальные черты и особенности.
Но действительно ли мы способны освободиться от общепринятых правил, культурных
программ, привитых нам той общественной средой, в которой мы живем? И в частности, насколько мы
свободны или зависимы от того, женщина мы или мужчина, а значит от психологии гендера, от тех
социально-психологических особенностей своего пола, которые в нем доминируют?
Как один из возможных ответов я предложу вам результаты проведенного мной недавно
эксперимента.
В нем принимали участие студенты, изучающие психологию, отличающиеся достаточно высоким
интеллектом и уравновешенностью в суждениях.
Эксперимент состоял в следующем. Испытуемых попросили представить себя родителями
ребенка, которого они «держат» на руках. Половине студентов было предложено выбрать ребенку имя из
списка, содержащего три женских имени, а другой половине выбрать имя из трех мужских. (Студенты
в каждой группе находились в неведении относительно того, какой выбор был предложен их товарищам
из другой группы.) Неожиданно в аудитории, где находились испытуемые, появился бородатый
незнакомец с очень яркой и красивой музыкальной коробочкой, содержащей внутри забавного клоуна,
который внезапно оттуда выпрыгивал. Ребенок на руках у студентов внимательно «наблюдал», как дядя
заводит игрушку, и «слушал» ее успокаивающую мелодию. Но вот наступил момент, когда музыка резко
прекратилась и клоун выпрыгнул из коробки.
После случившегося каждому «родителю» был задан следующий вопрос: «Какова была реакция
вашего ребенка на происходящее?»
Из предложенного им списка вариантов ответов большинство выбрали «потрясен(а)»,
независимо от пола их ребенка. Но самое интересное произошло, когда эти «студенты-родители»
указали последующую реакцию своего малыша. На порядок большее число девушек по сравнению с
юношами отметили реакцию своего ребенка как «страх», тогда как больше юношей, чем девушек,
увидели в глазах своего малыша «любопытство»!
В чем психологический и поведенческий смысл этих различных эмоциональных реакций? Страх
ведет к страданию, отрицанию, прикреплению к безопасным объектам, бегству, отказу от
конфронтации. А любопытство? Оно проявляет себя в возбуждении, стремлении к чему-то новому и
неизведанному и сопровождается зачастую невольным движением вперед.
Так как фактически реакция, и та и другая, была придумана, можно сделать вывод, что некоторые
личностные представления испытуемых, которыми они руководствовались в ходе эксперимента,
классифицируются на основе их половых (гендерных) различий, что, в свою очередь, непременно
влияет на всю их жизнь в целом. Таким образом, новоявленные «родители», по-разному определив
эмоциональные реакции своих «детей», доказали тем самым, что разделяют фундаментальные
предрассудки того самого гендерного стереотипизирования, о котором шла речь чуть выше и которое до
сих пор еще составляет сущность пола, будь он женским или же мужским.
Подобные веками складывающиеся стереотипы подкрепляются литературными произведениями
из жанра «Помоги себе сам». Чего стоит в этом смысле недавний бестселлер «Мужчины с Марса,
женщины с Венеры», завоевавший популярность у десятков миллионов читателей (именно миллионами
измеряется его тираж) и провозглашающий, что мужчины и женщины это существа с разных планет,
говорящие на разных языках! И все, что нам надо сделать, чтобы жить в мире и согласии, это осознать и
принять данный «факт» и освоить предлагаемую книгой систему взаимоотношений!
Телевидение также нещадно эксплуатирует тему различий мужчин и женщин, производя
множество телешоу на эту тему.
Авторы такого рода программ предпочитают сознательно не замечать огромного количества
подтвержденных научными исследованиями фактов, говорящих нам о том, что у мужчин и женщин все-
таки больше сходств, чем отличий. Видимо, общество и средства массовой информации заинтересованы
в том, чтобы увековечить миф о существовании в мире созданий, непохожих внешне и имеющих
сущностные различия. Так возникают и поддерживаются все новые и новые аргументы для
|