усваиваются людьми и влияют на их поведение. Однако интерес социальных психологов вызывает не
только это. Большинство из них предполагают, что традиционные гендерные роли ограничивают
развитие личности и ведут к социальному неравенству.
Люди часто говорят: «У мужчин и женщин разные роли, но они равноценны, так зачем же их
менять?». Они считают традиционные мужские и женские роли взаимодополняющими и основанными
на биологических различиях между мужчинами и женщинами. В предыдущих главах мы критически
изучили предположение о том, что поло-ролевые различия «предопределены природой». В этой главе
мы рассмотрим предположение, что женские роли отличаются от мужских, но равны им. Мы увидим,
что результаты исследований говорят о разительном неравенстве женщин во всем том, что касается
работы, оплаты труда, статуса и власти в обществе. Есть и другие ограничения женской роли, которые
здесь не рассматриваются. Например, то, что женщины, по сравнению с мужчинами,
непропорционально часто оказываются жертвами сексуальных преступлений и страдают от бедности, и
то, что культурные нормы, согласно которым женщин ценят в зависимости от их молодости, стройности
и физической привлекательности, приводят многих к заниженной самооценке и нервным
расстройствам.
Хранительница домашнего очага
Многие из нас воспитаны в убеждении, что место женщины у домашнего очага, но только 40%
женщин проводят дома все свое время (эта цифра включает женщин пенсионного возраста). В
Соединенных Штатах количество семей, в которых муж работает, а жена ведет хозяйство и воспитывает
двоих или более детей, составляет всего 7% (Duxbury & Higgins, 1991). Хотя на первый взгляд может
показаться, что это очень хорошо, когда не надо каждый день ходить на службу, было бы ошибкой
считать, что женщина, проводящая целый день дома, мало работает. На самом деле
среднестатистическая домохозяйка тратит на работу по дому от 48 до 70 часов в неделю (Hide, 1992).
Более того, оплачиваемый труд удовлетворяет не только экономические, но и многие социальные
потребности человека, такие, как потребность в признании, уважении, статусе и стимуляции. Человеку,
проводящему целый день дома, удовлетворить эти потребности гораздо сложнее.
В 1963 г. вышла книга Бетти Фридан (Betty Friedan) «Особый дар женщины» (The Feminine
Mystique). Фридан использовала словосочетание «особый дар женщины», желая подчеркнуть, что
общепринятое представление об американской домохозяйке, живущей в пригороде, как об успешной и
социально благополучной женщине не всегда является верным.
Трудность, отмечает Фридан, состоит в том, что многие женщины ощущают
неудовлетворенность и стыдятся этого, так как знают, что, напротив, они должны чувствовать,
насколько им повезло. В интервью с «хранительницами домашнего очага» Фридан обнаружила, что
неудовлетворенность ощущают даже те женщины, чьей мечтой всегда была роль жены и матери.
Согласно полученым ею данным, основная проблема состоит в том, что женщины в основном
обслуживают нужды других, а иметь собственную личность им не полагается. Да, их роль важна, так как
позволяет их детям и мужьям достигать чего-то в жизни, но жить в других это не то же самое, что
жить самому. И тем не менее считается, что это и есть присущий женщинам «особый дар», вершина
женского бытия. Другая проблема, связанная с ролью «хранительницы домашнего очага», по словам
Фридан и тех, кого она опрашивала, состоит в том, что домохозяйка оказывается «выброшенной за
борт», она стоит в стороне от важнейших событий в жизни людей и потому не чувствует себя
полноценным человеком. «Любовь, дети и дом это хорошо, но это еще не весь мир, хотя большинство
слов, написанных для женщин, говорят, что это именно так» (Friedan, 1963, р. 67).
Книга Фридан была опубликована 30 лет назад, но в какой-то мере представление об «особом
даре женщины» и связанные с этим проблемы продолжают жить и по сей день. Например, Кросби
говорит о продолжающейся идеализации материнства и о том, что существует чуть ли не заговор
молчания относительно того, каким тяжелым делом оно в действительности является: «Многие молодые
мужчины и женщины с радостью ожидают появления ребенка, рисуя в своем воображении
идиллическое время улыбок, забавного лепета и объятий. Скорее всего, вы тоже так думали... но
|