подходящего для руководящей работы.
Общепринятые стереотипы заставляют нас думать, что женщина не способна хорошо руководить.
Несколько исследований подтверждают, что успешный руководитель обладает, в представлении
окружающих, чертами личности, которые считаются скорее мужскими, чем женскими (Brenner et al.,
1989; Heilman et al., 1989; King et al., 1991; Massengill & DiMarco, 1979; Powell & Butterfield, 1984; Schein,
1973, 1975; Schein et al., 1979). Шейн и Мюллер (Schein & Mueller, 1992) обнаружили, что мужчины
Соединенных Штатов, Германии и Великобритании одинаково придерживаются подобных
стереотипов. Они нашли также, что немецкие женщины не меньше, чем немецкие мужчины, склонны
считать работу руководителя «мужским делом», женщины Великобритании тоже уступают руководящие
роли мужчинам, но не столь охотно, как женщины Германии, американки же считают, что оба пола в
равной степени обладают чертами, необходимыми для успешного руководства делом. Например, многие
люди придерживаются предрассудка, что женщины эмоциональны и нерешительны качества, крайне
нежелательные для лидера. Студенты, специализирующиеся в сфере бизнеса, приписывают женщинам-
руководителям такие черты, как мягкость, внимание к людям и зависимость (Frank, 1988), а другие
исследования показывают, что эти черты ассоциируются с образом плохого руководителя (Best &
Spector, 1984; Garlen, 1982). Наоборот, жесткий, соревновательный стиль руководства считается
свойственным мужчинам.
Глик (Glick, 1991) на основе своих исследований приходит к выводу, что должности в фирмах
обычно подразделяются на «мужские» и «женские» и претенденты на эти места считаются более или
менее пригодными к данной работе в зависимости от их гендера. Большинство людей, когда их просят
мысленно нарисовать портрет лидера, представляют мужчину, преимущественно белого. Этот
изначальный образ лидера вполне может влиять на отношение работодателей к женщинам,
претендующим на лидерские позиции. Несколько исследований подтверждают, что в силу бытующих в
обществе стереотипов власть обычно ассоциируется с мужчинами, а не с женщинами (Ragins &
Sundstrom, 1989). Эти представления, вместе с тем фактом, что на руководящих постах находится
относительно мало женщин, делают сложным для большинства людей представить себе женщину в
роли лидера. Дайон и Шуллер (Dion & Schuller, 1990) также указывали, что, согласно статистике, люди с
большей охотой полагаются на стереотипы, когда принадлежность кого-то к некой социальной группе
хорошо заметна. Если в какой-либо области женщин меньшинство, их пол бросается в глаза, что делает
более вероятными суждения о них и об их деятельности на основе социальных предрассудков. Данные
метаанализа, проведенного Игли и ее коллегами (Eagly et al., 1992), в котором собраны несколько
исследований, посвященных женщинам на руководящих постам и оценке деятельности лидеров,
подтверждают эту гипотезу. Эти данные говорят о том, что тенденция оценивать работу лидеров-
мужчин более благосклонно, чем лидеров-женщин, чаще проявляется, когда женщина занимает роль, как
правило, принадлежащую мужчинам.
Гендерные стереотипы, возможно, являются причиной того, что начальство склонно
приписывать достижения женщин на типично мужских должностях скорее их стараниям, чем
способностям (Deaux & Emswhiller, 1974; Geis, 1993). Успех женщин в «мужском деле» нарушает наши
представления о жизни, и это заставляет нас недооценивать их деятельность, защищая привычную для
себя картину мира (Greenhaus & Parasuraman, 1993; Heilman, 1983; Nieva & Gutek, 1980). Обследование 748
менеджеров и их начальников (Greenhaus & Parasuraman, 1993) показывает, что хорошая работа женщин-
менеджеров очень редко приписывается их способностям, а характеристика работника как «способного»
положительно коррелирует с его служебными перспективами.
При этом для женщины недостаточно просто демонстрировать типично мужские качества, чтобы
ее считали пригодной к руководящей работе. С одной стороны, если женщина слишком женственна, ее
вряд ли будут воспринимать как хорошего лидера, с другой стороны, чересчур «мужское» поведение
тоже говорит не в ее пользу (Maupin, 1993). Гейс (Geis, 1993) называет это дилеммой «плохо делать,
плохо и не делать». Чтобы завоевать признание, женщине приходится делать много вещей, которых от
нее не ожидают, делая вместе с тем многое из того, что от нее ожидают (Morrison et al., 1987). Один
известный пример такого отношения привел к судебному процессу «Хопкинс против "Прайс
уотерхаус"», в котором принимала участие в качестве эксперта социальный психолог Сьюзен Фиск (S.P.
Fiske et al., 1991).
|