точки зрения норм, установленных для женщин. Ряд психологов готов создать специальные
поддерживающие программы для подобных ситуаций. Такие программы, разрабатываемые для
определенного типа организаций, предназначены для того, чтобы сделать присутствие в них женщин
или других представителей традиционно недостаточно представленных там социальных групп более
привычным и менее бросающимся в глаза. Однако гендер женщины-менеджера может по-прежнему
оставаться заметным наблюдателям до тех пор, пока ее роль управленца будет требовать проявления
качеств, несовместимых с ролью, свойственной женскому полу (например, проявления
профессиональной компетентности, агрессивности, настойчивости), и пока она будет оставаться в
численном меньшинстве среди сотрудников организации, занимающих аналогичные должности. Фиске
и Тейлор (1984) отмечали, что поведение, выходящее за рамки определенной роли, также привлекает
наше внимание и может инициировать схематичный процесс обработки информации. В конце этой
главы мы обсудим, что тут можно предпринять в качестве поддержки.
Фиске и Тейлор (Fiske & Taylor, 1984) указывали на то, что активация схем частично зависит от
того, как давно они активировались в последний раз и как часто использовались прежде. Чем чаще
схемы активировались в прошлом, тем более доступны они будут для памяти и тем чаще станут
использоваться. Это явление носит название эффекта прайминга. Так, можно ожидать, что подростки и
молодежь, уделяющие большое внимание проблемам секса, будут особенно часто воспринимать других
людей именно с точки зрения их гендера. Часто используемая схема постоянно находится «во
взведенном состоянии» (Fiske & Taylor, 1984). Мы уже говорили о том, что в нашем обществе средства
массовой информации слишком часто привлекают наше внимание к гендерным проблемам. Вполне
возможно, что такие обращения приводят к тому, что наши гендерные схемы находятся во взведенном
состоянии и в полной готовности к немедленной активации. Как утверждала Бем (Bem, 1981, р. 362):
«Настойчивое напоминание общества о важности гендерной дихотомии может сделать гендерную схему
еще более когнитивно доступной».
Прайминг (Priming). Процесс, в результате которого недавние переживания и ассоциации
усиливают доступность той или иной информации.
Результаты многочисленных исследований указывают на то, что гендер является важной
когнитивной категорией, используемой при восприятии человека (Beavais & Spence, 1987; Frable & Bem,
1985; Taylor & Falcone, 1982). Однако время от времени я сталкиваюсь с людьми, которые убеждены в
том, что их восприятие людей не основывается на гендере. И действительно, существуют
индивидуальные различия в использовании гендера как значимого «куска» информации при восприятии
других людей. Согласно Бем (Bem, 1981), человек может считаться использующим гендерную схему в том
случае, если он обладает готовностью сортировать отличительные качества других людей и
информацию о них на основании гендера; в противном случае он относится к индивидам, не
использующим гендерную схему. По мнению Бем (1981), людей, обладающих ярко выраженным мужским
или женским началом, с большей вероятностью можно отнести к индивидам, использующим гендерную
схему. Данная гипотеза нашла подтверждение и в исследованиях, проведенных Худаком (Hudak, 1993).
Происхождение гендерных схем
Откуда же берет начало наша когнитивная категоризация гендеров? Вы уже знаете, что нам от
рождения присуща склонность к категоризации, проводящейся на основе отличительных особенностей
внешних стимулов (как людей, так и ситуаций). Такая разбивка составных элементов окружающего мира
по категориям начинается уже в детстве и составляет суть процесса когнитивного развития. Детство
это период быстрого схематичного развития и совершенствования. Основная часть жизни ребенка как
раз и посвящается усвоению информации об окружающем мире.
Чтобы облегчить для себя усвоение огромного количества информации, дети прибегают к
категоризации.
«"Мужское" и "женское" являются дихотомными, исчерпывающими, отличительными
|