разрез настоящего правильно раскрывается нами только по мере того, как мы разворачиваем клубок
прошлого, его событий, условий связи личности с ними и ее реакцией на них. Фенотипично
одинаковые (в данный момент) личности могут иметь генетически разную базу, и их последующая
эволюция вскрывает внутренние различия.
Необходимость целостного синтетического подхода осознана совершенно ясно многими
крупнейшими исследователями за границей. У нас этот принцип встречает еще более широкое и
активное признание (М. Я. Басов, А. С. Выготский и др.), тесно связываясь с философско-
методологическими предпосылками. Поэтому аргументация в обосновании его здесь являлась бы
излишней. Острота вопроса или трудность его не в признании, а в осуществлении, в переходе от
лозунга к практике. Здесь мы делаем попытку разрешить трудную проблему реализации синтетического
и генетического подхода не в плане общих методологических требований, а в условиях обычной
педагогической и врачебной практической работы.
С точки зрения указанных задач основные методы, которыми располагает исследование,
занимают в нем разное место и имеют разное значение. Здесь не может быть речи о том, хорош или
плох тот или иной метод. Трудная проблема изучения личности требует использования всех
существующих средств и выдвигает принципиальное положение о взаимодействии методов с
организованным разделением труда, с отчетливым представлением о том, что каждый из методов
вносит в изучение личности и какие каждый из методов ставит проблемы для разрешения их другими.
Так, эксперимент дает запросы наблюдению и, в свою очередь, аналитически дополняет и
количественно определяет его данные. Так, наблюдение в настоящем неразрывно связывается с
вопросами о прошлом, а прошлое дает понять скрытые динамические пружины поведения в настоящем.
В современной науке, в частности, в естествознании, доминирует экспериментальный метод.
Этот метод имеет огромное преимущество в области точного измерения и анализа, однако
синтетический охват проблемы ему если и доступен, то в частичной форме. Кроме того, эксперимент до
настоящего времени еще мало применялся в разрешении генетических проблем, а для изучения генезиса
человеческой личности применение его связано с труднопреодолимыми препятствиями и составляет
важную задачу будущего развития эксперимента. Метод наблюдения в принципе является основным для
поставленной проблемы. Оперируя более сложными комплексами, он дает возможность более полного
синтеза, но аналитические возможности его далеко отстоят от экспериментальных.
В этом отношении нужно учитывать два возможных направления в исследовании. Первое
стремиться к максимальной полноте и точности наблюдения. Из него с необходимостью вытекает
ограничение периода времени наблюдения. Реальная антиномия между детальностью наблюдения и его
временной длительностью лишает его в условиях практической работы генетических перспектив. В то
же время, в соответствии с необходимостью расширения во времени, выдвигается другая возможность
принципиально неполного избирательного наблюдения. В этом отношении к задаче изучения личности в
целом ближе подходит метод дневников, но и он, поскольку необходимо по возможности полно
охватить всю жизнь исследуемого, в действительности никогда эту задачу в рамках всей истории
индивида не разрешает, потому что диагностические учреждения, дающие заключение о личности
взрослого или ребенка, располагают обычно лишь несколькими неделями.
Поэтому особые и, пожалуй, реально непреодолимые трудности перед методом наблюдения
возникают по отношению к тем сторонам личности, которые по сути своей могут раскрыться только на
протяжении длительного периода времени.
К ним относятся:
1) устойчивость состояний и формы поведения личности или их реактивная или аутохтонная
лабильность;
2) устойчивость отношений;
3) степень и форма приспособляемости к новым условиям;
4) избирательность реакций и отношений (действительная, а не кажущаяся);
5) соотношение экзогенного и эндогенного;
6) эволюционные возможности.
Эти столь важные в педагогическом отношении стороны личности могут быть достоверно
диагностированы лишь на основании данных поведения исследуемого за период времени, в отдельных
|