которая основывалась на учении о врожденных задатках, и либо игнорировала, в лице наиболее
реакционных представителей, роль прижизненных условий и жизненного опыта человека в
формировании его способностей, либо приписывала им второстепенную роль. Способности при этом
лишь констатировались как нечто данное. Однако констатация способностей еще ничего не говорит ни
о происхождении способностей, ни об условиях их проявления. Это лишь способ оценки присущих
личности индивидуальных или типологических свойств процессов ее нервно-психической
деятельности, рассматриваемых в соотношении с задачами и продуктивностью деятельности человека в
отличие от результатов деятельности других людей.
Способности человека не даны непосредственно в его самонаблюдениях или переживаниях. Мы
лишь опосредствованно заключаем о них, соотнося уровень овладения деятельностью одним человеком
с уровнем ее овладения другими людьми. При этом оказывается необходимым условием выявления
способностей анализ условий жизни человека, его обучения и воспитания, а также его жизненного
опыта в овладении данной деятельностью. В связи с этим особо важное значение приобретает проблема
соотношения в способностях врожденного и приобретенного, наследственно закрепленного и
сформированного в процессе индивидуального развития.
В решении проблемы способностей необходимо исходить из принципа единства человека и
условий его жизни. Способного или неспособного ребенка нужно рассматривать не как носителя
скрытых таинственных возможностей, противостоящих среде, а как производное от единства индивида
и условий его жизни и деятельности, различного влияния условий жизни на разных этапах развития
ребенка.
Диалектико-материалистическое понимание способностей может быть определено как
конкретно-историческое и общественно-трудовое. Сущность его заключается прежде всего в положении
Маркса и Энгельса о том, что труд сформировал человека и что все его свойства представляют продукт
человеческого труда. В соответствии с этим конкретно-историческим, общественно-трудовым планом
рассмотрения нужно подчеркнуть, что это понимание неразрывно связывает способности с процессом
индивидуального и общественно-исторического труда, рассматривая их как его производное. Говоря
математическим языком, труд является независимой и определяющей величиной, а способность
является зависимой переменной функцией труда.
Поэтому старая позиция противопоставления способностей и труда и соответственно
способностей и трудолюбия представляется неверной. Конечно, результаты труда оказываются
неодинаковыми: у одних труд дает заметные результаты, у других нет. Ясно, что способнее те, у кого
результаты их работы легче достигаются, качественно лучше и количественно больше. Но ведь это
значит только, что труд дает разные результаты, что труд есть субъект суждения, а различные результаты
являются лишь предикатами. Признание роли труда ни в какой мере не ведет к отрицанию роли
индивидуальных особенностей, но ставит перед педагогикой задачу правильного продуктивного
направления усилий в целях получения от каждого человека максимальных результатов благодаря
максимальному использованию конкретного комплекса свойств личности.
Старая теория рассматривала способность как относительно изолированное свойство. Подходя к
способности с позиций развития ее в труде, мы берем для анализа не абстрактную способность, а
прежде всего решение человеком возникающих перед ним жизненных задач и исходим из того, что это
решение при всяких условиях зависит от мобилизации возможностей личности. Увлечение или
безразличие, сознание долга или безответственное отношение это то, что мобилизует или
демобилизует, развивает или тормозит человека. Мы имеем дело на каждом этапе нашей жизни не с
абстрактными способностями, а с единством механизма нервно-психической деятельности,
приспосабливающегося и соответствующего требованиям деятельности и отношения личности к задаче,
мобилизующим человека и побуждающим к ее разрешению. Интерес, увлечение, любовь к той или иной
форме деятельности являются условием и залогом ее успешности. Таким образом, формально-
функциональное безличное понимание способностей должно быть заменено содержательно-
личностным пониманием, учитывающим не только функциональную характеристику человека, но его
избирательное отношение к деятельности. В определении характера и динамики этого отношения
важную роль играют, в свою очередь, отношения к людям и отношение людей к данной деятельности.
Как показывает производившееся нами и нашими сотрудниками изучение способностей к
|