Составление характеристики личности на основе принципов теории отношений (краткий
план)
I. Общая задача характеристики, которая должна быть осуществлена в ее заключении:
а) установить основные особенности характеристики и личности X.;
б) объяснить их происхождения;
в) представить, как в изучаемом человеке сочетаются положительные и отрицательные черты, в
частности, черты коллективистической психологии и черты индивидуалистической психологии;
г) наметить необходимый план мероприятий.
II. Материалы, на основе которых составлена характеристика. Данные наблюдений, дневники,
отзывы учреждений и организаций. Материалы специальных исследований. Продукты деятельности X.
Фото-фоно-кинодокументы.
III. Общие сведения о настоящем: 1) возраст; 2) общественно-профессиональное положение; 3)
партийность; 4) особенности условий жизни (экономические, санитарно-гигиенические), ближайший
круг общения; взаимоотношения в ближайшем кругу; отдельные лица, коллективы и обстоятельства,
особенно влияющие на X.
IV. Сведения о прошлом:
1) кто родители (профессия, общественно-политическое лицо, культурный уровень, особенности
характера, отношение к исследуемому);
2) основные особенности условий, в которых рос и воспитывался X.: благоприятные в
физическом или психическом смысле или неблагоприятные; отношение: внимательное, чуткое,
любовное, безразличное, жестокое; хорошие и дурные примеры, заброшенность, безнадзорность;
3) особенности коллектива, членом которого являлся, с которым соприкасался и под влиянием
которых находился X. Взаимоотношения в коллективе и его роль в жизни X.;
4) что особенно влияло на формирование X. (особенности условий, особые обстоятельства,
наиболее сильные и длительные переживания, взаимоотношения в коллективе и с людьми в семье, в
школе, на производстве; любовь, дружба, вражда, уважение, преданность и т.д.).
Данные изложить по ходу развития и его этапам в младенческом, преддошкольном, дошкольном,
школьном и зрелом возрастах.
I. Схема характеристики
1. Взаимоотношения с коллективом, его членами и отдельными людьми.
Общителен, дружелюбен (глубоко или поверхностно). Отзывчив или холоден. Мотивы симпатии
или антипатии. Утилитарное или принципиальное отношение к людям. Откровенен, упрям, замкнут,
скрытен, лицемерен.
Отношение к своему коллективу и в коллективе: организован, стремится к господству,
честолюбив, инициативен, самостоятелен, дисциплинирован, несамостоятелен, является хорошим
товарищем, дорожит коллективом.
Избирательно положительное или отрицательное отношение к кому и по каким мотивам
(личным или принципиальным). Какое качество людей более всего нравится, какие отталкиваются. Что
более всего ценит в человеке. Есть ли образ идеал человека (свой, литературный, общественный,
исторический).
Внешняя форма общественного поведения: вежлив, дисциплинирован, груб, развязен, нахален.
2. Отношение к себе и самооценка.
Занят собой, эгоистичен, расчетлив, личным отношением подменяет принципиальные или
наоборот. Самоуверен, неуверен в себе. Обидчив, претенциозен, самолюбив, тщеславен. Отношение к
своим недостаткам.
3. Отношение к деятельности и к труду.
Чем больше всего занимается. Любовь и увлечение трудом.
|