его развития и проявления которого обусловлены и могут быть поняты только на основе этой истории.
Подытоживая все, сказанное здесь и ранее об отношениях человека, можно рассматривать их как
потенциал избирательной активности человека в связи с различными сторонами действительности.
Они содержательно характеризуют деятельность человека, проявляются не какой-либо одной
функциональной стороной психики, а выражают всю личность в ее связи и с той или иной стороной
деятельности. Они характеризуются тем большей активностью психических процессов, чем более
значим для личности объект отношений, отличаясь положительным или отрицательным знаком
(тяготение отвращение, любовь вражда, заинтересованность безразличие). Чем выше уровень
развития личности, тем сложнее и процессы психической деятельности и тем дифференцированнее и
богаче ее отношения.
А. Ф. Лазурский (1921), основатель психологического учения об отношениях человека, писал, что
экзопсихика, иначе говоря, отношения, и эндопсихика представляют собой две стороны психики
человека. Неправильно было бы упрекать А. Ф. Лазурского в дуализме. Его позиция обозначает не
двойственность, не дуализм, а синтез двух обязательных планов рассмотрений. Аналогично этому
характеристика силы электрического тока существует одновременно с характеристикой напряжения
тока, что вовсе не обозначает дуализма в понимании природы электричества.
Как мною неоднократно указывалось, отношения человека это не часть личности, а потенциал
ее психической реакции в связи с каким-либо предметом, процессом или фактом действительности.
Отношение целостно, как и сама личность. Исследование личности является, в значительной
степени, ее исследованием в ее отношениях. Развитие личности представляет процесс образования
усложняющихся, обогащающихся, углубляющихся связей с действительностью, накопление в мозгу
потенциала действий и переживаний. Развитие личности это развитие психики, а значит, это
развитие и усложнение психических процессов и накопление опыта психического потенциала. Опыт
осуществляется в форме накопления:
1) знаний;
2) навыков;
3) умений;
4) отношений.
Все четыре вида потенциального психического в той или иной мере характеризуют личность. Но,
вместе с тем, ясно, что личность характеризуют не знания, навыки и умения, а, как уже говорилось
выше, отношения. Исследование личности в ее развитии представляет историческое изучение личности
в динамике ее содержательных отношений.
Исследование отношений представляет тот необходимый для психологии подход, в котором
объединяется объективное с субъективным, внешнее с внутренним. Отношения существуют между
личностью человека субъектом и объектом его отношений. Отношение реализуется или проявляется
во внешнем факторе, но вместе с тем отношение выражает внутренний «субъективный» мир личности.
Личность это субъект отношений так же, как субъект внешней деятельности. На этом единстве
внутреннего и внешнего, объективного и субъективного основывается материалистическая психология.
Принцип системности и целостности, который с наибольшей отчетливостью вошел в учение о
мозге, организме и личности в свете объективного ее исследования со времени работ И. П. Павлова,
заставляет рассматривать личность как систему и единство психических процессов и образований, в
котором действенно потенциальным является система отношений. Личностность психических
процессов заключается в том, что в них реализуется потенциал сознательных отношений личности.
С психологической проблемой личности и ее отношений тесно связан ряд интегральных
психологических понятий. Прежде всего, сюда относится идущее от В. Штерна (W. Stern, 1921) понятие
направленности (Richtungsdispositionen). У нас довольно широко применяется в психологии, и в
особенности в связи с учением о личности, термин «направленности». Этот термин, по сути,
характеризует понятие топографически-векторно, в применении к психологии это означает
доминирующее отношение. Термин «направленность» вместе с тем является очень общим. Его
употребление вызывает вопрос не только о том, что есть то, на что направлено, но и что направлено.
Так, говорят о направленности вкусов, взглядов, желаний, мечтаний, интересов, симпатий, склонностей
и т.п. Направленность интересов законное понятие. Оно характеризует доминирующие интересы
|