Navigation bar
  Print document Start Previous page
 162 of 164 
Next page End  

несознательный, творческий или нетворческий. Это все черты личности. Коллективизм или
индивидуализм, честность или бесчестность, благородство или подлость — эти черты характеризуют
личность. Они свидетельствуют об уровне общественно-нравственного развития человека. Некоторые
из этих черт могут быть отнесены к характеру, например, благородство или подлость. В этом случае они
имеют определяющее значение в системе всех психических свойств человека. Перечисленные черты так
тесно связаны с особенностями отношения человека, что не будет ошибки сказать о личности, как о
человеке в его отношениях к действительности. Сами отношения при этом, имея личностный характер,
являются элементами, в которых реализуется личность в процессе ее деятельности. Человек как
личность является не только сознательно преобразующим действительность, но и сознательно
относящимся к ней.
Рассмотренные только что интегральные понятия, таким образом, имеют существенное значение,
их нельзя отвергать, но они получают уточнение, и в этом уточнении существенное место занимают их
различные связи с понятием отношений.
В связи с вопросом о развитии личности упоминался вопрос о развитии отношений. Мы здесь
коснемся еще только одной стороны, а именно, изменчивости и устойчивости реакций личности.
Нередко устойчивость и лабильность или изменчивость рассматривается в формально-динамическом
плане, но это рассмотрение становится содержательным лишь с учетом отношений. Стойкость при этом
рассматривается в связи с определенными содержаниями, например, стойкость и привязанность к
близкому лицу, стойкость убеждений, нравственная стойкость. Указанные черты выражают отношение
человека. Реакции, выражающие эти отношения, а следовательно, и сами отношения, могут быть
устойчивые или неустойчивые, варьируя от моментальной ситуативной лабильности до высокой
стабильности. Но стабильные отношения могут быть и инертно стойкими. Не эта стабильность является
основой в развитии отношений, важна принципиальная устойчивость. Принципиальная устойчивость
основывается на некотором осознанном и обобщенном принципе.
Установление различий в устойчивости отношений в зависимости от инертности механизма или
от стойкости принципа требует рассмотрения отношений личности и психофизиологических
механизмов деятельности, в которой они осуществляются. Нет отношений без отражения, т.е.
отношения всегда связаны с объектом, который отражается в сознании. Для понимания личности и
психики существенно не только их единство, но и различие. Человеческое суждение, мышление вообще,
может быть бесстрастным, страстным и пристрастным. Первое не препятствует адекватному
отражению, но и недостаточно для глубины его, второе содействует глубине и богатству отражения, а
третье искажается тенденциями, в которых субъективные компоненты отношения делают отражение
неадекватным, неправильным.
В особой области психических расстройств, преимущественно психогенных, мы встречаемся с
тремя категориями патогенеза, связанного с нарушением механизмов нервно-психической деятельности
и с болезненным нарушением отношений. Это: а) реактивные депрессии; б) паранойяльные
образования; в) распад личности. Реактивная депрессия связана с утратой объекта, вызванной смертью,
изменой, несправедливостью. В этом случае развивается состояние угнетения, и вся нервно-
психическая и нервно-вегетативная динамика человека оказывается болезненно-измененной. Человек
лишается того, что было существенным в системе его оценочных отношений, его ценностей.
Паранойяльные идеи и паранойяльные отношения представляют прежде всего эмотивно-конативно
(конативный от латинского conare
— стремиться, домогаться) обусловленные искажения, при которых
при сохранности в основном интеллектуальных операций мышление и представление искажаются в
области болезненных эмотивно обостренных отношений, связанных с состоянием
неудовлетворенности. Причем возникает паранойяльный бред величия, ревности, преследования.
Наконец, третья категория — это регресс личности, при котором распадаются сформированные жизнью
связи, избирательные отношения, личность регрессирует (прогрессивный паралич, старческое
слабоумие, острые психотические состояния токсического или инфекционного генеза).
Если в патогенезе болезненных психогенных состояний личности, а также организма играют
роль влияния и складывающиеся отношения его с действительностью, то в формировании личности их
роль имеет решающее значение. Педагогика и управление всей психодинамикой и взрослого, и
подрастающего человека существенно связана с формированием отношений человека. Все, что делает
Hosted by uCoz