несознательный, творческий или нетворческий. Это все черты личности. Коллективизм или
индивидуализм, честность или бесчестность, благородство или подлость эти черты характеризуют
личность. Они свидетельствуют об уровне общественно-нравственного развития человека. Некоторые
из этих черт могут быть отнесены к характеру, например, благородство или подлость. В этом случае они
имеют определяющее значение в системе всех психических свойств человека. Перечисленные черты так
тесно связаны с особенностями отношения человека, что не будет ошибки сказать о личности, как о
человеке в его отношениях к действительности. Сами отношения при этом, имея личностный характер,
являются элементами, в которых реализуется личность в процессе ее деятельности. Человек как
личность является не только сознательно преобразующим действительность, но и сознательно
относящимся к ней.
Рассмотренные только что интегральные понятия, таким образом, имеют существенное значение,
их нельзя отвергать, но они получают уточнение, и в этом уточнении существенное место занимают их
различные связи с понятием отношений.
В связи с вопросом о развитии личности упоминался вопрос о развитии отношений. Мы здесь
коснемся еще только одной стороны, а именно, изменчивости и устойчивости реакций личности.
Нередко устойчивость и лабильность или изменчивость рассматривается в формально-динамическом
плане, но это рассмотрение становится содержательным лишь с учетом отношений. Стойкость при этом
рассматривается в связи с определенными содержаниями, например, стойкость и привязанность к
близкому лицу, стойкость убеждений, нравственная стойкость. Указанные черты выражают отношение
человека. Реакции, выражающие эти отношения, а следовательно, и сами отношения, могут быть
устойчивые или неустойчивые, варьируя от моментальной ситуативной лабильности до высокой
стабильности. Но стабильные отношения могут быть и инертно стойкими. Не эта стабильность является
основой в развитии отношений, важна принципиальная устойчивость. Принципиальная устойчивость
основывается на некотором осознанном и обобщенном принципе.
Установление различий в устойчивости отношений в зависимости от инертности механизма или
от стойкости принципа требует рассмотрения отношений личности и психофизиологических
механизмов деятельности, в которой они осуществляются. Нет отношений без отражения, т.е.
отношения всегда связаны с объектом, который отражается в сознании. Для понимания личности и
психики существенно не только их единство, но и различие. Человеческое суждение, мышление вообще,
может быть бесстрастным, страстным и пристрастным. Первое не препятствует адекватному
отражению, но и недостаточно для глубины его, второе содействует глубине и богатству отражения, а
третье искажается тенденциями, в которых субъективные компоненты отношения делают отражение
неадекватным, неправильным.
В особой области психических расстройств, преимущественно психогенных, мы встречаемся с
тремя категориями патогенеза, связанного с нарушением механизмов нервно-психической деятельности
и с болезненным нарушением отношений. Это: а) реактивные депрессии; б) паранойяльные
образования; в) распад личности. Реактивная депрессия связана с утратой объекта, вызванной смертью,
изменой, несправедливостью. В этом случае развивается состояние угнетения, и вся нервно-
психическая и нервно-вегетативная динамика человека оказывается болезненно-измененной. Человек
лишается того, что было существенным в системе его оценочных отношений, его ценностей.
Паранойяльные идеи и паранойяльные отношения представляют прежде всего эмотивно-конативно
(конативный от латинского conare
стремиться, домогаться) обусловленные искажения, при которых
при сохранности в основном интеллектуальных операций мышление и представление искажаются в
области болезненных эмотивно обостренных отношений, связанных с состоянием
неудовлетворенности. Причем возникает паранойяльный бред величия, ревности, преследования.
Наконец, третья категория это регресс личности, при котором распадаются сформированные жизнью
связи, избирательные отношения, личность регрессирует (прогрессивный паралич, старческое
слабоумие, острые психотические состояния токсического или инфекционного генеза).
Если в патогенезе болезненных психогенных состояний личности, а также организма играют
роль влияния и складывающиеся отношения его с действительностью, то в формировании личности их
роль имеет решающее значение. Педагогика и управление всей психодинамикой и взрослого, и
подрастающего человека существенно связана с формированием отношений человека. Все, что делает
|