сложное и высшее в невропсихике пытаются объяснить низшим и элементарным. В ряде случаев так и
бывает, но такое соотношение не является прогрессивным, наоборот, прогрессивным является
противоположное. Можно привести ряд педагогических и клинических примеров. «Умереть, но не
сдаться», «умереть, но не отступить» это формулы долга. Здесь нравственно-психологические, то есть
высшие свойства личности, вопреки непосредственным импульсам самосохранения, являются
определяющим двигателем и регулятором поведения. И если механизм условных рефлексов показывает,
как на основе безусловных рефлексов вырабатываются условные, то было бы ошибкой считать, что не
существует других механизмов формирования поведения, кроме связи безразличного раздражителя с
безусловным. Вопрос этот связан с трудами И. П. Павлова и его школы.
Во-первых, И. П. Павлов, как хорошо известно, указал на различие первой и второй сигнальных
систем и различную их диагностическую роль в изучении типов высшей нервной деятельности
человека. Нельзя забывать, что И. П. Павлов не ставил человеческую типологию в зависимость от
типологии более элементарной, установленной на животных. Нельзя, далее, не отметить существенного
высказывания И. П. Павлова о том, что условно-рефлекторная связь как ассоциация представляет связь
или ассоциацию по временной последовательности в отличие от каузальных ассоциаций. Это другой
вид ассоциации, имеющий значение «не меньшее, а скорее большее, чем условные рефлексы,
сигнальная связь. Такие связи, как говорит И. П. Павлов, рефлексами назвать нельзя» (Павловские среды,
1949. T.III. С. 262).
Заслуживают большого внимания опыты сотрудников И. П. Павлова по экспериментальному
образованию ассоциаций в форме связи двух индифферентных раздражителей. Эти опыты показали, что
у собаки такая связь-ассоциация требует значительного числа повторений (А. Н. Подкопаев, И. О.
Нарбутович), у обезьяны меньшего числа и совсем малого количества повторений у человека.
Отсюда ясно, что как в физиологии, так и в психологии задача изучения и объяснения нервных
процессов требует учета их иерархии. А в этой динамической иерархии необходимо установление
соотношений доминирования и подчинения реакций.
В важной практической проблеме педагогического и медицинского управления человеком учет
относительной роли различных компонентов иерархической системы имеет большое значение в
направлении поведения и формировании личности руководимой. Из сказанного вытекают соображения
о методах экспериментального изучения личности. Эксперимент не исключает наблюдения, но, как
неоднократно указывалось, обеспечивает исследователю активную позицию, однако реализация
адекватного экспериментального исследования личности очень трудна. Отсюда следует, что
эксперимент должен: 1) изображать личность в истории ее развития; 2) освещать целостность личности
в ее частных проявлениях при решении экспериментальных задач; 3) освещать не только формальную
динамику личности, но и ее содержание; 4) выявлять соотношение реакций, механизмов и диспозиций
разных онтогенетических и, следовательно, функциональных уровней.
В вопросе об экспериментальном изучении личности нужно отметить три этапа, во-первых,
изучение новообразования реакций или рефлексов, прямым образом исследующее процесс
формирования опыта. Эти исследования проводились в 20-х годах этого столетия В. М. Бехтеревым и
его сотрудниками и А. Г. Ивановым-Смоленским с его сотрудниками, а еще ранее, в первых пробах
условных пищевых рефлексов у ребенка, Н. И. Красногорским. При большом принципиальном значении
этих опытов их явным недостатком, с точки зрения исследования высшей нервной деятельности
человека, была элементарность задач, которая на первых этапах развития человека не исключала
адекватности метода, но для более позднего возраста сделала методику неадекватной.
Отражение опыта в речи, охарактеризованное мною как его «вербализация» в конце 20-х годов, в
30-х годах при выдвинутом И. П. Павловым различении двух сигнальных систем оказалось весьма
важным в смысле связи более элементарного и более сложного, психологического, осознанного личного
опыта. Применение методики условных двигательных рефлексов, хотя и имело значение, но узкий и
стереотипный характер методики резко его ограничил.
Существенные проблемы, которые здесь возникали, заключались в учете речи, сознания,
соотносительного изучения ряда систем двигательно-вегетативной, речевой. Принцип их
соотносительного изучения явился существенным в объективном изучении нервно-психической
деятельности и личности. С первых же шагов экспериментальных исследований в этой области были
|