уровня развития и, следовательно, высокого уровня отношений.
Врожденные аномалии развития этим не ограничиваются. Так, сюда должна быть присоединена
группа психопатий и невропатий, характеризуемых нарушением в первую очередь функционально-
динамической стороны и представляющих обусловленные этим аномалии со стороны направления и
психического уровня. Неустойчивые, противоречивые, возбудимые, реактивно-лабильные и т.п.
такова обычная номенклатура характерных представлений этой группы.
Аномалия первой группы может быть обусловлена поражением как самого мозгового вещества,
так и общеорганических (например, эндокринных) условий его деятельности. Во второй группе может
быть то же самое, хотя резко возрастает роль неблагоприятных социально-педагогических условий
формирования личности. Наконец, третья группа (слепота, глухота и их комбинации) представляет
собой частную форму недостаточности, при которой, в сущности, дело идет о выключении одной из
воспринимающих систем и особенном типе развития, причем индивиды этой группы не отличаются от
обычного здорового индивида ни по своему уровню, ни по направлению последнего, но своеобразны
по специфическому изменению сенсорных механизмов опыта и обусловленному им характеру опыта, по
материалу и способу психической переработки. Таким образом, при рождении мы имеем две основные
группы детей: а) аномалийных ab ovo с тремя подгруппами и б) нормальных. Эти группы
общепризнанны, так что обоснование их нужно считать излишним. Существенно сказать о второй
группе, конституциональной невро- и психопатии, представляющей очень расплывчатое понятие в силу
наших ограниченных возможностей учета тех прижизненных патогенных влияний, часто имеющих
место в раннем детстве, которые, оказывая свое вредное действие, прошли незамеченными по малой
осведомленности родителей, или даже были забыты. Мы уже не говорим о том, что буржуазное учение
нередко рассматривает как психопатов с нашей точки зрения вполне нормальные личности.
Однако там, где при относительно благополучной среде мы с самого раннего детства имеем
признаки чрезмерной возбудимости, неустойчивости, наличие неадекватных реакций как со стороны
психической, так и соматической (например, различные формы аллергозов), мы имеем право говорить о
психо- или невропатической конституции.
В дальнейшем развитии мы встречаемся с двумя возможностями: путь нормального развития,
формирования и воспитания полноценной личности для от роду здорового и путь приближения к норме
для врожденного аномального. Этот последний путь далеко недостаточно исследован, так как в подходе
к фазам господствовал пессимизм и фатализм, а примеры успешной коррекции, компенсации как-то
оставались в тени, и, хотя практика лечебно-педагогических учреждений вела упорную борьбу с
детскими аномалиями путем коррективной образовательно-воспитательной работы, все же в некоторых
кругах господствовал пессимистический взгляд, исходящий не из требования оптимума, а из требования
превращения аномалии в совершенную норму.
В отношении психо-невропатии это не только точка зрения обывателя, но и мнение большинства
ученых, впрочем, есть исследователи, которые стоят на противоположной и потому также неверной
точке зрения (А. Адлер, как известно, выдвинул положение о том, что неполноценность через механизм
компенсации является источником сверхценности). Если трудно врожденно анормальное приблизить к
норме, то, наоборот, легче прижизненные влияния могут превратить в болезненное по всем трем
направлениям аномалийности: слепоте и глухонемоте, интеллектуальной недостаточности и
невропсихопатий в широком смысле слова. С точки зрения проблемы здесь необходимо особенно
подчеркнуть тот возрастной период, в котором возникло болезненное состояние (например, относится
ли воспаление мозга, создавшее глухоту, слепоту или резко нарушившее интеллектуальные
возможности, к возрасту 1, 3, 8, 14 лет). Причины этого понятны, так как и то, что разрушается
болезненным процессом и то, что еще не развилось, но могло бы развиться, связано с возрастом
заболевшего. Достаточно, например, указать на различие потери зрения в младенчестве, в периоде
дошкольного возраста, когда уже сформирован ряд наглядных представлений, или в подростковом, когда
с наглядным материалом связались отвлеченные понятия.
Пока что речь шла об аномалиях вследствие поражения органического субстрата, таких
аномалиях, которые не вытекали непосредственно из индивидуальной истории развития и отношений
ребенка. Но дальше по отношению ко всем указанным вариантам аномалийности и нормы новые
источники аномалии заключены в самой истории развития личности, в ее среде, ее отношениях с
|