Navigation bar
  Print document Start Previous page
 93 of 164 
Next page End  

некоторых физиологических терминов, нужно отдавать себе отчет в том, что возможность научно-
физиологического толкования сегодня еще ограничивается довольно простыми фактами, что проявления
личности в неврозе очень сложны и что объяснять простое простым при наличии сложного
неправильно.
Мы касались проблемы личности в неврозах, потому что в этой группе заболеваний особенно
отчетливо складывается роль личности в болезни. Однако в других психических заболеваниях чем более
выражены реактивные компоненты заболевания, тем большую роль играет личность. Но роль личности
сказывается не только на психических, но и на всевозможных других заболеваниях. Основными хорошо
известными нейрогенными соматическими болезненными формами являются гипертоническая и
язвенная болезни. К ним следует добавить сахарный диабет и гипертиреоз. Однако мы уже указывали на
неправильность понимания гипертонической и язвенной болезней как неврозов, хотя нельзя не
признавать огромной роли личности и психики в их возникновении и течении. Мы также не признаем
«невроза органов», так как самый термин «невроз органа» бессмыслен, потому что неврозом заболевает
не орган, а весь человек, или личность.
Не вдаваясь в эти еще недостаточно разработанные вопросы, мы только отметим важность их
разработки, так как именно здесь проявляется так называемое влияние личности и психики на соматику.
В неврозах общих и системных мы переходим к задаче преодоления в отношении к личности в норме и
патологии формально-динамических позиций изучения и замены их содержательными.
Невроз представляет болезнь личности еще и потому, что нигде, как в неврозе, с такой полнотой
и выпуклостью не раскрывается перед исследователем личность человека, нигде так убедительно не
выступает болезнетворная и благотворная роль человеческих отношений, нигде так ясно не выступает
уродующая и целительная сила воздействия, не сказывается с такой отчетливостью роль созданных
людьми обстоятельств. Поэтому область борьбы с неврозами — это область, пограничная между
педагогикой и медициной. Психотерапия в ее основной форме является столько же методом лечения,
сколько и перевоспитания личности. Особую форму психотерапии представляет гипноз, который можно
назвать экспериментальной психотерапией.
Психотерапия во всех ее видах является методом воздействия не только на психику, но и через
психику на организм человека. Практическое и теоретическое медицинское значение этой проблемы
нельзя переоценить, потому что теория медицины и понимание роли соотношения соматических и
психических условий в развитии болезни, ее предупреждении и излечении занимает важнейшее место.
К сожалению, лишь немногие ученые правильно понимают невризм Боткина-Сеченова. Смысл его
заключается в том, что высшие сложнейшие образования, возникая на основе простых и низших, в свою
очередь становятся их регулятором.
Совершенно ясно, что если существуют патогенное влияние психики и зависимость болезни от
личности больного, то психика и личность должны учитываться в предупреждении различных и притом
не только психогенных заболеваний.
И. П. Павлов назвал гигиену медициной будущего. В нашей стране развернуты общественно-
гигиенические мероприятия. Однако исследования по индивидуальной, а также по нервно-психической
гигиене еще резко отстают от общественно-гигиенических. Мы должны особенно подчеркнуть, что
нервно-психическая гигиена неразрывно связана с воспитанием социально-здоровой личности, что
проблема силы, выносливости и уравновешенности нервной системы у человека является проблемой не
только физиологической, но и психологической и социально-педагогической. Содержательное
понимание этих свойств требует понимания их связи со всей системой отношений человека к его
действительности.
Сила, уравновешенность и устойчивость нервной системы как выражение динамических свойств
мозга является одновременно выражением содержательной системы отношений человека к жизни в их
цельности. Основой нервно-психического здоровья человека является единство физического и
умственного труда. Однако в этом единстве надо учитывать не только формальную и функциональную
стороны, но и сознательное отношение личности к труду, к его процессу, к его результатам и участникам
коллективного труда.
Нужна еще большая работа для того, чтобы деятели медицины усвоили, что в болезни организма
всегда в какой-то степени (и иногда определяющей) участвует вся личность больного. Следует
Hosted by uCoz