самовоспроизведении невротической реакции страха, - эта наша точка зрения теперь уже неоднократно
подтверждена бихевиористами. Так, Маркс (I. Marks) говорит, что фобия подкрепляется механизмом
избегания, уменьшающим тревогу. Как тогда можно не признать, что логотерапия предвосхитила многое
из того, что позже было установлено поведенческой терапией на основании солидного
экспериментального материала. Разве мы не высказали ещ¸ в 1947 году следующую точку зрения: «Как
известно, неврозы можно, в некотором известном смысле и с некоторым известным правом, трактовать
как механизм, обусловленный рефлексами. Во всех, главным образом, ориентированных на психоанализ
психиатрических методах лечения речь ид¸т преимущественно о том, чтобы пролить свет сознания на
первопричины условного рефлекса, а именно на внешнюю и внутреннюю ситуацию первого появления
невротического симптома. Мы же придерживаемся мнения, что подлинный невроз, уже проявившийся
и зафиксированный, обусловлен не только своей первопричиной, но и своим (вторичным)
проявлением. Условный рефлекс, как мы и понимаем невротический симптом, формируется вследствие
образования circulus vitiosus [Circulus vitiosus (лат.) -
порочный круг.] страха ожидания! Если мы хотим
впоследствии разрушить уже, так сказать, сформировавшийся рефлекс, то мы всякий раз должны
устранять этот страх ожидания как раз тем методом, принцип которого был заложен нами в
парадоксальную интенцию». [В. Франкл «Психотерапия на практике», 1947.]
Второй тип патогенной реакции можно наблюдать не в случае невроза страха, а в случае невроза
навязчивых состояний. Пациент оказывается под давлением (рис. 2) накинувшихся на него навязчивых
идей и реагирует на них, стараясь их подавить или заглушить. Он пытается таким образом оказать им
противодействие. Но это противодействие только усиливает первоначальное давление. Круг замыкается
и пациент снова попадает внутрь этого заколдованного круга. Однако для невроза навязчивых
состояний, в отличие от невроза страха, характерно совсем не бегство, а борьба, борьба против
навязчивых идей. И мы опять должны задаться вопросом, что пациента к этому побуждает и что им
движет. Итак, пациент либо боится, что навязчивые идеи могут представлять собой нечто большее, чем
невроз, что они являются признаком психоза, либо он опасается, что сможет воплотить в дело
криминальное содержание своих навязчивых идей, что он сделает что-то кому-то - кому-то или себе
самому. Либо одно либо другое: пациент, страдающий неврозом навязчивых состояний, не испытывает
страха перед самим страхом, он испытывает страх перед самим собой.
(порождает, давление, противодействие, повышает)
Рис. 2
Задача парадоксальной интенции состоит в том, чтобы разорвать оба порочных круга, взломать
их, вытолкнуть из колеи. И если это удастся, опасениям пациента прид¸т конец, ибо, как выразился
один несчастный, «тогда-то уж он возьм¸т быка за рога». При этом нужно учитывать, что страдающий
неврозом страха боится чего-то, что может произойти с ним, тогда как страдающий неврозом
навязчивых состояний боится чего-то, что может натворить он сам. И то и другое будет охвачено, если
мы определим парадоксальную интенцию следующим образом: теперь пациент должен хотеть именно
того (невроз страха), или совершить именно то (невроз навязчивых состояний), чего он всегда так
сильно боялся.
Как мы видим, при парадоксальной интенции речь ид¸т об инверсии того намерения, которое
характеризует оба вида патогенной реакции, а именно избегания страха и принуждения через бегство
перед первым или борьбу против последнего. Именно это бихевиористы сегодня считают решающим.
Так, Маркс в заключение гипотезы о том, что фобия поддерживает себя через механизмы избегания,
уменьшающие страх, да¸т рекомендацию: «Фобию можно преодолеть только тогда, когда пациент снова
столкн¸тся лицом к лицу с фобической ситуацией». Как раз это и предлагает парадоксальная интенция.
|