самопожертвованием ради дела, достойного такой преданности. Это тайна всякой самоорганизации, и
никто этого не выразил лучше, чем Карл Ясперс, который, говоря о человеке, сказал, что человек
«становится человеком лишь тогда, когда отда¸т себя другим». Кроме того, он написал: «Человек - это
дело, которое он сделал своим» [Ср.: у Макса Шеллера: «... только тот, кто захочет потерять себя в ...
каком-то деле..., сможет... обрести истинное сво¸ Я».].
Таким образом, мы установили четыре основных типа установки:
1. Вредная пассивность: бегство невротика, страдающего неврозом страха, от приступов этого
страха.
2. Вредная активность: а) борьба невротика, страдающего неврозом навязчивых состояний,
против своих навязчивых идей; б) усиленное стремление к сексуальному наслаждению при с)
усиленном рефлектировании сексуального акта (второе не менее патогенно, чем третье).
3. Полезная пассивность: игнорирование (дерефлексия!) симптома и даже иронизирование
(парадоксальная интенция!) над ним.
4. Полезная активность: действовать-помимо-симптома - существовать-ради-чего-то.
Оказывается, симптоматика многих неврозов цветет пышным цветом именно в духовном вакууме.
2. Клиника гиперрефлексии и метод дерефлексии
Б. навязчиво наблюдает за актом глотания. Чувствует себя неуверенно, в страхе ожидает,
что может захлебнуться или подавиться. Постоянное самонаблюдение и страх ожидания настолько
мешают ей нормально есть, что за последнее время она значительно похудела. С целью терапии
примен¸н метод дерефлексии, пациентке предложена формула: «Мне не нужно наблюдать за
глотанием хотя бы уже потому, что мне не нужно глотать, ибо не я глотаю, а оно само глотается».
Аналогичный случай: Ирмгард, 21 год. Несколько лет назад пациентка проглотила фасолевое
волокно; вскоре после этого знакомые пригласили е¸ к обеду, она из-за чего-то разволновалась и
почувствовала удушье. Когда дело дошло до обеда, девушке стало дурно, а наследующий день к ней
приш¸л страх ожидания перед обязательным повторением тошноты и позывов к рвоте. Из-за этого
страха ожидания пациентка начала следить за рефлекторно протекающим актом глотания и
усиленно пыталась осознать его, «глотать осознанно», как она пояснила. Терапевтическая
дерефлексия при дополнительном использовании аутогенной тренировки (И. Шультц). Пациентка
снова обрела доверие к бессознательному протеканию акта глотания. На следующий раз девушка
сообщила, что сновав состоянии есть безо всяких затруднений.
Август, 21 года. Пациент учился в привилегированной школе, всегда был первым учеником в
классе, исключительно честолюбив. Хотел быть совершенным во вс¸м. После экзамена на аттестат
зрелости стал бухгалтерам, однако вскоре заметил, что у него неразборчивый почерк. Начальник вс¸
чаще стал укорять молодого человека за то, что написанное им трудно прочесть. Попытался
улучшить почерк. Вс¸ сво¸ свободное время посвящал тому, чтобы «научиться красиво писать».
Пробовал перенимать очертания букв из почерков своих приятелей. В конце концов, уже не знал, какие
буквы нужно использовать, и как же писать на самом деле. При письме часто останавливался: «Эту
или ту букву нужно использовать?» Со временем потерял способность писать, если за ним кто-нибудь
наблюдает. Страх перед тем, что за ним будут следить. Страх перед страхом. Полностью
отказался от своей профессии, поскольку не мог писать, когда на него кто-то смотрит, весь был
сосредоточен только на почерке. Парадоксальная интенция: «Вот я сейчас нацарапаю этому что-
нибудь, ведь я пишу только для того, чтобы покалякать, ну и пусть себе хоть 30 раз пялится».
Углубление парадоксальной интенции посредством формирования шаблонных намерений при помощи
аутогенной тренировки. После тр¸хнедельного пребывания в клинике пациент полностью избавился от
описанных проблем и даже смог во время обхода продемонстрировать перед врачами и сестрами, «как
нужно писать».
Мы видим: пациент с неврозом навязчивых состояний хочет вс¸ «делать» сознательно и
целенаправленно, чтоб потом вс¸ выглядело «сделанным» и «нужным», а не растянутым и
непостоянным. Но со врем¸н Шеллинга мы знаем: «Благороднейшая деятельность человека та, которая
сама себя не знает», или как мы можем сказать, деяние, которое о самом себе не знает, которое само себя
|