Как видно, восстановление у пациентов способности веровать не является четв¸ртой (помимо
тр¸х уже описанных задач по восстановлению способности пациента к труду, к удовольствиям и к
страданию) задачей врача, а лишь возможным результатом психотерапии. Мы не считаем ни того, что
«аналитик должен быть целителем и спасителем», ни того, что «психоаналитический процесс - это
процесс спасения», или даже того, что «психология бессознательного предлагает свои услуги для
пробуждения, как правило, отсутствующего у интеллектуалов понимания процесса спасения мира».
Психотерапия в столь же малой степени находится на службе у религии, в сколь малой степени религия
является средством для достижения психотерапевтических целей. С полным правом Й. Шультц
однажды сказал, «конфессионально обусловленная научная терапия столь же маловероятна, как
христианский или буддистский невроз навязчивых состояний».
д) Экзистенциальный анализ как психотерапевтическая антропология
Шарлотта Бюлер заметила, что большинство пациентов обращается к ней по поводу проблем,
связанных с поиском смысла или системой ценностей. Особенно «большой вес может иметь проблема
смысла жизни и е¸ ценности». Если стоит вопрос о решении этой проблемы, то речь ид¸т об уже
обсуждавшейся экзистенциальной фрустрации, как мы это называем. Экзистенциальная фрустрация
делает человека больным, хотя и не всегда. Она является патогенной, правда, выступает в этой роли
лишь косвенно. Если же она вс¸-таки оказывается патогенной, то приводит к ноогенному неврозу.
Мы не можем считать экзистенциальную фрустрацию обязательно патогенной, а называем е¸
таковой лишь косвенно, но ещ¸ менее мы имеем права считать е¸ патологичной. Не ставшая патогенной,
остающаяся скрытой, экзистенциальная фрустрация, однако, требует экзистенциального анализа не
меньше, чем ноогенный невроз. И в этом случае экзистенциальный анализ не является неврозотерапией,
переставая быть заповедной сферой деятельности врача. Он становится инструментом философов и
теологов, педагогов и психологов, ибо им, как и врачу, приходится брать на себя сомнения в смысле
бытия. Таким образом, если логотерапия может быть как специфическим, так и неспецифическим видом
терапии и если врачевание души - вс¸-таки прерогатива врача, то сфера применения экзистенциального
анализа не ограничивается чисто врачебными задачами. В этом смысле, на наш взгляд, вполне
закономерно создание в рамках Аргентинской ассоциации экзистенциальной логотерапии секции, в
которую входят люди других специальностей. Как и прежде психотерапия, в смысле терапии неврозов,
оста¸тся делом врачей; но психогигиена, профилактика невротических заболеваний, включая ноогенные
неврозы [Если учесть, что ноогенный невроз не имеет соматических причин, но при известных
обстоятельствах имеет соматические следствия, то его лечение должно осуществляться врачом.] не
нуждается в обязательном участии врача.
Если фрустрация воли к смыслу, экзистенциальная фрустрация сама по себе и как таковая, как
скрытая, и не является болезнью, то это ещ¸ не значит, что она не может быть опасной для жизни. Она
может привести к самоубийству - к суициду, не являющемуся невротическим. Из этого следует, что
экзистенциальный анализ, хотя и не представляет собой в таких случаях врачебного вмешательства в
собственном смысле слова, тем не менее может оказаться мерой, обеспечивающей спасение жизни. Это
значит, что всегда в серь¸зных случаях так называемых критических ситуаций (плен, концентрационный
лагерь и т. п.) нужно апеллировать к воле к жизни, к желанию жить дальше, к переживанию и
проживанию сложной ситуации. Как показывает опыт, подобное уда¸тся только тогда, когда этот
призыв может быть адресован также и воле к смыслу, другими словами, если желание выжить
репрезентирует необходимость выжить и, как таковое, воспринимается и осозна¸тся. Одним словом,
если дальнейшая жизнь имеет смысл. В отношении этого есть данные, собранные в лагерях
военнопленных. Эти данные подтверждают, насколько справедливо и важно сказанное Фридрихом
Ницше: «Только тот, кому есть "зачем" жить, вынесет почти любое "как"». В этих словах мне видится
девиз психотерапии.
В указанном смысле экзистенциальный анализ представляет собой поиски смысла. Прич¸м
смысл, который он ищет, является конкретным, и его конкретность обусловлена как единственностью
каждой личности, так и неповторимостью каждой ситуации. Соответствующий смысл - это смысл ad
personam et ad situationem [Ad personam et ad situationem (лат.) -
для личности и для ситуации.]. Всегда
|