Navigation bar
  Print document Start Previous page
 16 of 115 
Next page End  

Медикотту (R. Medicott), психиатру из университета Новой Зеландии принадлежит приоритет в
использовании парадоксальной интенции не только в отношении процесса сна, но и в отношении
сновидений.
Он добился очень хороших результатов, прич¸м, как он подч¸ркивает, даже в случае с пациентом,
который по профессии был психоаналитиком. У него была пациентка, страдавшая от регулярных
ночных кошмаров: ей часто снилось, что е¸ преследуют и, наконец, закалывают. При этом она
кричала так, что муж просыпался тоже. Медикотт порекомендовал женщине приложить все силы к
тому, чтобы досмотреть этот ужасный сон до конца, и узнать, чем кончится вся эта поножовщина.
И что же произошло? Кошмары больше не повторялись, но сон мужа по-прежнему не был спокоен:
пациентка больше не кричала во время сна, зато она смеялась так громко, что муж поневоле
просыпался.
Нечто подобное сообщает нам одна читательница из США. «В четверг утром я проснулась в
подавленном состоянии и подумала, что уже никогда больше не буду здоровой. Вс¸ утро у меня глаза
были на мокром месте, отчаяние переполняло душу. Потом мне вдруг вспомнилось, что я читала про
парадоксальную интенцию, и я сказала себе: "Посмотрим-ка, насколько глубокой может быть
моя
подавленность. Нужно так плакать, чтобы вся квартира оказалась залитой слезами". И я
представила себе, как прид¸т сестра и воскликнет: "Ч¸рт возьми, неужели такие потоки слез на
самом деле возможны?" И тут я начала так смеяться, что мне стало страшно. И тогда не
оставалось ничего другого, как сказать себе: "Смех станет таким громким, что соседи сбегутся
посмотреть, кто же так хохочет". В этот момент я почувствовала, что подавленность исчезла, и
пригласила сестру погулять. Как вы помните, это было в четверг, а сегодня уже суббота, и я
чувствую себя, как и прежде, просто великолепно. Я думаю, однако, парадоксальная интенция
подействовала два дня назад, подобно тому, как действует взгляд на свое отражение в зеркале, когда
плачешь; Бог знает почему, но продолжать плакать тогда просто невозможно». И она не так уж
неправа. Не является ли и то и другое, то есть парадоксальная интенция и отражение в зеркале,
проявлением человеческой способности к самодистанцированию?
Вс¸ чаще можно наблюдать, как метод парадоксальной интенции используется в трудных
хронических и затяжных случаях, прич¸м он действует даже тогда, когда лечение продолжается недолго.
Так описан случай невроза навязчивых состояний, длившегося 60 лет, и только благодаря
парадоксальной интенции удалось добиться существенного улучшения.
Терапевтические результаты, которых можно добиться при помощи этого метода, по меньшей
мере, удивительны и замечательны, если мы сопоставим их с тем всеохватывающим пессимизмом, с
каким современный психиатр подходит к вопросу о лечении затяжного и хронического невроза
навязчивых состояний. Так Л. Сольом, Гарса-Перес и Ледвидж отсылают нас к результатам 12
провед¸нных друг за другом исследований в 7 различных странах, прич¸м согласно этим результатам
невроз навязчивых состояний в 50 процентах случаев не поддавался терапевтическому воздействию.
Авторы полагают, что в отношении невроза навязчивых состояний прогноз гораздо хуже, чем в
отношении других форм невроза, а поведенческая терапия, по их мнению, не приводит ни к каким
изменениям, и поэтому только в 46 процентах от всех случаев, опубликованных терапевтами этого
направления, наблюдалось некоторое улучшение. Но Хенкель (D. Henkel), Шмок (К. Schmook) и Бастин
(R. Bastine) указывают, ссылаясь на опытных психоаналитиков, «что особенно тяж¸лые неврозы
навязчивых состояний, несмотря на интенсивные психотерапевтические усилия, остаются
неизлечимыми», тогда как парадоксальная интенция, которая противостоит психоанализу, «заставляет
признать очевидную возможность довольно быстро устранять нарушения, обусловленные неврозом
навязчивых состояний».
Фридрих Бенедикт (F. Benedikt) в своей диссертации «О терапии симптомов невроза страха и
невроза навязчивых состояний при помощи методов парадоксальной интенции и дерефлексии,
разработанных В. Франклом» показал, что при применении парадоксальной интенции в трудных и
хронических случаях требуется небывалое личное участие терапевта. В этой связи мы хотели бы ещ¸ раз
повторить, что «терапевтический эффект парадоксальной интенции целиком зависит от того, имеет ли
врач мужество предоставить пациенту возможность ею воспользоваться», [В. Франкл «Психотерапия на
практике», 1961.] и это можно продемонстрировать на материале конкретных примеров. Поведенческая
Hosted by uCoz