6. ХОЛ: ОБЪЕКТИВНОСТЬ
И ОГРАНИЧЕННОСТЬ
Первая главная задача, которую мы осознаем в своей жизни, получение
образования. Все и каждый дают нам ясно понять, что это дело чрезвычайной важности,
требующее огромных затрат денег, времени, усилий и жертв. Даже сам календарь,
кажется, перестраивается в соответствии со школьным расписанием, так что в
действительности началом года является не январь, а сентябрь. Слово образовательный
применительно к игрушкам, занятиям, телевизионным программам или спорту действует на
родителей завораживающе (физкультура это, разумеется, хорошо; играть в игры
значит впустую тратить время). Так что послание совершенно ясное: все это образование
готовит нас к очень трудному делу быть взрослыми, оно организовано так, чтобы мы
могли быть уверены, что в один прекрасный день будем знать достаточно, чтобы твердо
стоять на ногах и быть настоящими людьми.
И все же есть один страшный секрет! Я знаю его, и большинство людей, если будут
откровенны, согласятся со мной. Чем старше мы становимся, тем более постыдным
становится секрет: мы не добились этого. Мы не знаем достаточно! При всем обилии
структур образования, при всем опыте и мастерстве наших учителей, мы на самом деле
знаем недостаточно, чтобы быть взрослыми, хотя и пересекли магический рубеж
совершеннолетия.
Мы странным образом всегда надеялись, что когда-нибудь будем знать достаточно.
Cможем принимать решения, имея полную информацию, будем разбираться в главных
вопросах жизни женитьбе и воспитании детей, семейном бюджете, друзьях, сексе и
морали, политике и законе, религии и смерти; получим разумную и эффективную программу
действий. Мы всегда думали, что будем знать достаточно, когда закончим свое
образование и станем взрослыми. И вот мы вырастаем, и все считают нас взрослыми, а мы
ни в коем случае не знаем достаточно. То, как мы справляемся с неполнотой своего
знания, является ключевым для нашего ощущения полноты жизни. Если мне необходимо
скрывать от самого себя, как многого я не знаю, и притворяться, что у меня есть разумное
и продуманное основание для всех моих действий, я должен отрицать большую часть
своего осознания как самого себя, так и мира, в котором живу. Если я попытаюсь
избежать этих трудностей, то могу пойти по пути Дженнифер, приписывающей
ответственность правилам, по пути Луизы, полагающейся на других людей, по пути Фрэнка,
отрицающего все ценности, или могу выбрать другие способы избежать понимания
собственной ограниченности. Делая это, я снижаю свою жизненную силу.
__________
Для Хола получение образования было постоянной, никогда не кончавшейся,
невероятно ответственной обязанностью. Он чувствовал вину за неполноту своего знания
жизни, за то, что не был готов справиться с любой возникающей ситуацией. Будучи уже
широко образованным, он постоянно читал и учился, пытаясь, наконец, узнать достаточно.
Он выполнял огромную работу и решал невыполнимую задачу.
Хол был моим коллегой-психологом, но имел совершенно отличные от моих убеждения.
Я немного знал его до того, как он обратился ко мне, и находил его интересным и
привлекательным. Его обучение было сосредоточено на экспериментальной психологии и
объективно-научной методологии. Эта школа утверждает, что только поведение является
твердым основанием для понимания человека, и не обращается к темной области
субъективного. Так что я был удивлен и польщен, когда Хол попросил меня провести с ним
терапию. Было приятно, что он решил работать со мной, но это также служило вызовом
мне. Хотя я очень хотел ему помочь, но слишком хорошо себя знал, чтобы понимать, что
мне необходимо быть настороже для того, чтобы видеть в Холе личность, а не реагировать
на его философские убеждения.
26 марта
|