новых визуальных образов, новых отношений, новых решений свидетельствует о
божественности нашего глубочайшего бытия.
Можно добавить еще кое-что к этому расширенному представлению о роли человека во
Вселенной. В основном, насколько нам известно, мир и космос существуют как
совершенные часы, которые были заведены однажды и теперь идут и будут идти вечно. Из
конденсированной влаги формируются облака, которые проливаются дождем на районы,
где увеличивается масса зелени, способствующей конденсации влаги и т.п. Вся конструкция
замечательно продумана, чтобы работать, не вскрывая фабричной печати.
Конечно, иногда человек вмешивается и срывает печать (съедает яблоко), и тогда
великие часы останавливаются или меняют ритм, по крайней мере на один удар. И, тем не
менее, человек является частью этого замысла. Но он нечто большее. Человек
особый элемент системы, элемент, имеющий знание обо всей системе и о самом себе.
Совершенно ясно, что человек не знает всего или, может быть, даже не знает большей
части о системе и о себе, но сам факт, что он нечто знает, полностью меняет весь ход
вещей. В широкой перспективе (сто лет, миллион?) это может быть лучше или хуже (для
кого и для чего?), что он знает, но дело не в этом. Дело в том, что человек знает.
И это другая совершенно реальная божественная способность, которой обладает
человек: мы участвуем в великом деле творения. Мы создаем не только новые смыслы и
образы внутри нашего субъективного мира. Мы также насколько нам известно
единственные создания во всей космической системе, которые сознательно выбирают из
бесконечности возможностей те элементы, которые осуществляются в действительности.
Мы, люди, служим архитекторами действительности, постоянно переделывая реальность и
более или менее удачно приспосабливая ее к своим нуждам.
Так что, когда я говорю о поиске бога, скрытого в человеке, я имею в виду, совершенно
буквально, что верю в божественную силу, скрытую в каждом из нас, в способность к
творчеству и осознание нашего участия в определении облика мира.
Этот творческий процесс исследования и открытия моего осознания является
рискованным приключением, последствия которого трудно предвидеть; а его долгосрочные
результаты неисчерпаемы. Из такого путешествия я могу извлечь гораздо больше, чем
решение проблемы или осуществление трудного выбора. Хотя степень решимости и
способности различных людей пройти этот путь очень различна, многие достигают
обновленного ощущения собственной идентичности, силы и возможностей, открывающихся
перед ними. В тех случаях, когда мы отваживаемся заглянуть в глубины нашего бытия и не
исказить увиденное, мы возвращаемся с чувством, что видели Бога.
Человек познает Бога в своей глубочайшей интуиции относительно собственной
природы. Глубоко внутри себя, далеко за пределами того, что можно выразить словами, я
иногда чувствую такие возможности, открытые передо мной, перед всеми людьми, от
которых захватывает дух и которые настолько превосходят все наши обычные заботы (хотя
и не умаляют их), что я знаю, что никогда не увижу их воплощения по крайней мере, в
этой жизни. Я думаю, что это видение Бога.
Чем глубже я могу проникнуть в свои собственные возможности, тем ближе я подхожу к
тому, чтобы узреть Бога. Я не думаю, что существует конечная точка. Я не мыслю Бога в
качестве определенной сущности или существа. Мне кажется, Бог это измерение
бесконечной возможности; Бог это возможность всего. Так что Бог это Все. Внутри
себя я могу ощутить все возможности, хотя я не могу представить себе ничего даже
близкого к этой бесконечности.
Когда мы обнаруживаем свое собственное ощущение возможности, мы открываем нашу
глубинную природу и все больше и больше обнажаем собственную жизненную силу. Знать
(в самом глубинном смысле знания), что возможно, значит оживить то, что есть. Знать, как
можно жить более полно, значит быть недовольным случайным и частичным в своей
нынешней жизни. Понимание ожидающей нас полноты жизни делает нас жадными в
стремлении обогатить свою жизнь.
Все мы ищем Бога, все. Атеисты и агностики не меньше, чем страстные богомольцы. Мы
можем отказаться от этого поиска не больше, чем остановить поток нашего осознания.
Осознавать означает заботиться о том, что есть и чего нет, о бытии и небытии. И
единственный способ осознать небытие (то, чего нет) состоит в том, чтобы думать о том,
что могло бы быть.
|