Мы предложили Мелиссе регулярно читать местную газету. Тогда, после того как
муж немного отдохнет, она бы могла задать ему более специфический открытый вопрос на
интересную тему, которая ему знакома.
И вот однажды вечером Мелисса сообщила Бобу, что в местной школе собираются
открыть курсы иностранного языка, и спросила, что он об этом думает. Она сказала: "Не
знаю, как к этому относиться. Как ты думаешь, это будет полезно?", то есть задала открытый
вопрос.
В результате завязался разговор. Супруги обсудили вопрос, действительно ли
изучение иностранных языков помогает школьникам лучше понимать других людей. Они
вспомнили примеры из собственной жизни, вспомнили, как безуспешно пытались
объясниться с французскими студентами в годы молодости. И наконец, когда разговор был
окончен, Боб поцеловал Мелиссу и прошептал: "Ах, мадам, вы просто обворожительны!" Ну
разве не удачный эксперимент?
Слишком сложные вопросы для начала беседы
Агент по торговле недвижимостью рассказывал о секретах своей профессии. "Когда
потенциальный клиент входит, я никогда не спрашиваю его, чего он хочет. Это слишком
сложный вопрос для начала разговора. Он наверняка начнет нервничать и путаться. А если я
буду продолжать давить на него, скорее всего он просто уйдет. Вместо этого я
расспрашиваю, в каком доме он живет сейчас. В результате клиент начинает чувствовать
себя свободнее, расслабляется, начинает относиться ко мне с симпатией. Через некоторое
время или он, или я начинаем разговор уже о том, чего бы он хотел".
Этот совет чрезвычайно полезен и в социальной ситуации. Лучше всего начинать
разговор с простых вопросов на интересующие обоих собеседников темы - то есть такие, с
которыми знакомы оба человека.
Наводящие вопросы
Наводящие вопросы - это наиболее закрытая форма вопросов. Они предлагают
собеседнику лишь согласиться с вашей точкой зрения. Приведем несколько примеров.
"Уже восемь тридцать. Не остаться ли нам дома?"
"Ты ведь не считаешь, что они правы?" "Двух часов у телевизора вполне достаточно
для одного вечера, разве нет?"
Умение задавать наводящие вопросы в суде - это полезное качество для адвоката, но
в повседневной жизни оно не принесет пользы вашим отношениям с окружающими.
Заведомое несогласие
Когда кто-то высказывает мнение, с которым вы не согласны и хотите изложить свою
точку зрения, приводите свои доводы лишь после того, как расспросите собеседника, почему
он думает именно так, но ни в коем случае не раньше. Приведем пример. Алан Гарнер
однажды встречался с человеком, который сообщил, -что его любимый вид спорта - охота.
Хотя Алану противна сама мысль о том, что можно ради азарта убивать животных, он не
стал сразу говорить об этом. Вместо этого он последовательно стал задавать собеседнику
вопросы о том, что ему нравится в охоте больше всего. В результате разговора Алан понял,
что этот вид спорта его собеседник воспринимает как вызов, что охотники играют
определенную роль в экологическом цикле. Алан по-прежнему остался противником охоты,
но он понял точку зрения собеседника, и достигнутое понимание привело к тому, что беседа
осталась дружелюбной и содержательной.
Непродуманная тема вопроса
|