другие звуки, которые могут помешать передаче информации. В нашем примере громкая
музыка создает существенные помехи, в результате чего вы можете услышать нечто, в
значительной мере отличающееся от сказанного вашим собеседником.
Новые помехи могут возникать, когда вы расшифровываете полученное сообщение,
то есть присваиваете определенные значения словесным и невербальным знакам,
содержащимся в нем. Ваши глаза, уши, руки, пальцы и остальные части тела получают около
40 000 импульсов в секунду, поэтому вполне естественно, что вы способны
сконцентрировать свое внимание лишь на некоторых из них. Ваш выбор в значительной мере
зависит от множества факторов, таких, как ваши ожидания, по требности, знания, интересы,
отношения и жизненный опыт. В книге "Давай поговорим" авторы пишут: "Разговаривая с
кем-либо, мы слушаем лишь половину сказанного, слышим лишь половину прослушанного,
а запоминаем лишь половину последнего". Другими словами, мы слышим лишь то, что
хотим услышать, и видим лишь то, что хотим увидеть. Фриц Перле, основатель
гештальт-терапии, замечал: "Картина мира формируется в нашем сознании не
автоматически, а избирательно. Мы не видим: мы смотрим, ищем, разыскиваем нечто. Мы не
слышим все звуки мира: мы слушаем".
В результате всех вышеперечисленных причин посланное вам сообщение может
существенно отличаться от того, как вы интерпретировали его по полученным сигналам.
Ваше впечатление очень часто даже не имеет ничего общего с тем, что хотел сказать
собеседник.
В нашем примере, если вы правильно интерпретируете послание собеседника, вы
придете лишь к одному выводу: он хочет, чтобы вы убавили громкость. Но если вы поймете
его слова как то, что он сердит на вас, вы можете отреагировать неадекватно. Очень часто
реплики собеседников трактуются неверно, хотя ни одна из участвующих в разговоре сторон
не осознает, в чем ошибка.
Вот почему умение слушать активно так важно. Вместо того, чтобы воображать, что
вы правильно понимаете собеседника и верно реагируете, это средство даст вам уверенность
в том, что вы расшифровываете послания, полученные вами в разговоре, достоверно и точно.
В рассмотренном нами примере вы можете спросить: "Ты на меня сердишься?"
"Нет, - скорее всего ответит ваш собеседник. - Просто я прошу убавить громкость".
Если вы слушаете активно, то помимо всего прочего создаете у вашего собеседника
ощущение, что его слова важны и интересны для вас. В результате он чувствует, что вы его
слушаете, а вы можете либо подтвердить свои впечатления, либо прояснить неясные
моменты.
Рассмотрим несколько примеров активного слушания.
СЬЮ: Мне никогда не найти новой работы.
МЭРИ: Ты, наверное, очень расстроена (активное слушание).
СЬЮ: Каждый раз, когда я прихожу, они говорят, чтобы я оставила свое резюме, а
потом никто мне не звонит.
МЭРИ: Тебе кажется, что ты ходишь по замкнутому кругу (активное слушание)?
СЬЮ: Точно. Если у них нет работы, почему они прямо не скажут мне об этом?
МУЖ: Мне не хочется, чтобы ты сегодня играла в карты.
ЖЕНА: Тебе не нравится, когда я развлекаюсь без тебя (активное слушание)?
МУЖ: Это не так. Просто мне хотелось побыть с тобой вдвоем.
ДЖУДИ: Я иду домой.
ДЭЙВ: Тебе скучно здесь (активное слушание)?
ДЖУДИ: Точно. Может быть, если бы гид перестал дергать нас каждую минуту,
было бы лучше.
ДЭЙВ: Тебе бы хотелось иметь побольше свободного времени?
ДЖУДИ: Да. Думаю, стоит сказать ему об этом.
ДОННА: Мы никогда никуда не ходим.
ДЖО: Тебе скучно и хочется куда-нибудь отправиться (активное слушание)?
|