144
ПУСТОТЫ. Он обозначил пустоту блаженством. Я засмеялся, потому что понял, что
половина моих знакомы старается попасть в пустоту, а другая половина старается из нее
выбраться. Все дело в обозначениях.
Другой участник семинара сказал: А как же насчет просветления? Я ответил, сказав:
На языке Буддизма, абсолют называется нирваной, а этот мир называется самсарой.
Будда осознал, что поскольку пустотато же самое, что и окружающая нас форма, или по
выражению Эйнштейна, Всепустота, а формасгущенная пустота, то считать одно
отличающимся от другого значило бы не видеть то, что есть. Перефразируя Будду, тот, кто
стремится к абсолюту (нирване), невежда; тот, кто стремится к миру (самсаре), невежда.
Так как пустота и формаодно и то же, то стремится к одному и противостоять другому
означало бы не понимать природу вселенной; видеть только явный порядок, а не неявное,
квантовое единство. Это приводит нас к историческому утверждению Будды:
Нирвана (абсолют)это самсара,
Самсара
(мир)это нирвана.
Уиттекер, известный физик, говорит об этом так:
В концепции Эйнштейна пространствоэто уже не сцена, на которой
исполняется драма физики; оно самоодно из действующих лиц. (Уиттекер,
1948)
А как же насчет просветления? Может быть, это просто еще одно понятие, окруженное
пустотой.
И наконец, один обучающийся заметил: У меня тогда не остается никакой модели,
ничего, чтобы выяснить, кто я такой.
Я ответил цитатой индийского учителя, с которым я работал: Чтобы выяснить, кто вы
такой, вы должны как прыгун с шестом через перекладину, чтобы перейти на другую сторону,
отбросить шест, вы должны аналогично отбросить свои концепции и модели реальности.
Это приводит нас к следующей главе. Теперь, когда перед нами пустота, кто мы?
|