149
желаний мамы или папы, конечно, может помочь ребенку угодить им и выжить. Ребенок
научился, что чтение мыслей и услужение алкоголику или жестокому родителю может быть
способом сохранять мир. К сожалению, когда ребенок становится взрослым, он сохраняет
на автомате это чтение мыслей. Взрослый, когда у него действует этот механизм,
неосознанно читает мысли в теперешней ситуации, как будто это угрожающее прошлое.
Многие клиенты говорили мне: Никто меня не любит, или Мой муж (моя жена) не
любит меня. Они так чувствуют, даже если друзья их любят, а их супруги действуют и
говорят с любовью. Почему? Потому что наблюдатель, раз он создал никто меня не любит,
отфильтровывает все остальное и даже делает никто меня не любит своей субъективной
реальностью, как говорилось в пятой главе. Когда я-роль, часть(ица) настолько жестко
очерчивается и уплотняется, не может войти никакая информация, противоречащая е¸
структуре убеждений!!!
Это сильно отличается от представлений философов новой эры о том, что мы
привлекаем к себе внешние обстоятельства, подкрепляющие нашу структуру убеждений, В
квантовой психологии мы говорим, что наблюдатель является источником своего
внутреннего субъективного переживания, а не внутреннего субъективного переживания
другого человека. Разрешите привести пример из первой главы Трансов, в которых живут
люди.
Если я говорю: Вы мне нравитесь, вы можете создать сколько угодно реакций:
(1) Это приятно, (2) Он на самом деле так не считает, (3) Если бы он только
знал, какой я на самом деле, он бы так ко мне не относился, (4) Интересно, чего
он от меня хочет. (Волинский, 1991:3)
Здесь наблюдатель вырабатывает свои внутренние, субъективные реакции на то, что
кто-то говорит: Вы мне нравитесь. Многие философы новой эры могут сказать: Почему я
сделал так, чтобы этот человек сказал вы мне нравитесь?, или Какие уроки я должен у
него усвоить, и т. д. Вот это мы называем супер-источником. Супер-источник означает
воображать, что вы являетесь источником (создаете) переживание кого-то другого. Это,
конечно, позиция возврата в детство. На психологическом языке это можно назвать
инфантильной претенциозностью, из-за которой ребенок считает, что он заставляет мать
или отца чувствовать себя хорошо или плохо, или что он ответственен за внутренние
переживания и поступки мамы или папы. Возможный сценарий: ребенок лежит в своей
кроватке, и ему холодно. Мама приходит и накрывает его одеялом. Он хочет, чтобы его взяли
на руки. Приходит папа и берет ребенка на руки. Он голоден. Кто-то приходит и кормит его.
Ребенок решает что-то вроде: С помощью моих мыслей и чувств я могу привлекать людей к
себе, чтобы они давали мне то, что мне нужно. Я создаю приход мамы или папы. Это,
конечно, легко подкрепляется, когда мама или папа говорят: Ты меня разозлил.
Это пища для навязчивого мышления. Давайте вообразим, что ребенок несколько раз
был голоден, а мама с папой не проснулись, чтобы сразу же покормить его. Младенец думает:
Ну, раз мои мысли создали их приход раньше, если я буду напряженно думать, я смогу
заставить их прийти и дать мне то, что мне нужно. Может быть, мне нужно увидеть
(вообразить), что они ко мне приходят и дают то, чего я хочу. На психоаналитическом языке
это называется первичным процессом, и он настолько важен, что накладывает отпечаток на
многие области нашей жизни.
В этом состоянии возврата в детство и претенциозности, а это один из видов транса,
люди считают, что они ответственны за то, что чувствуют, думают, или делают другие. Хотя
|