74
подсказывает еще одну реальность, что мы как наблюдатели нашего опыта
выбираем как переживается переживание. Например, если я говорю: Ты мне
нравишься, вы можете создать сколько угодно реакций: (1) Это приятно, (2)
Это не искренне, (3) Если бы он только знал, какой я на самом деле, он бы так
ко мне не относился, (4) Интересно, чего он от меня хочет. (Волинский, 1991:2-
3)
Этот принципнаправляющий для нас в этой главе. Известный физик Фред Вольф
размышляет: Как это там снаружи может быть механическая вселенная, если вселенная
(здесь внутри) изменяется каждый раз, когда мы изменяем способ наблюдения?
Из-за активного влияния, осуществляемого наблюдателем, квантовый теоретик Джон
Уилер добавил важное уточнение, заменив слово наблюдатель на слово участвующий.
Мы используем термин точка нуля, в который входит наблюдатель плюс способность
наблюдателя создавать и строить субъективную реальность с помощью наблюдения. Таким
образом точкой нуля можно называть точку вне сознания, которая наблюдает и тем самым
создает и строит субъективное переживание реальности.
В начале тридцатых годов произошли теперь знаменитые копенгагенские дебаты,
чтобы до мелочей обсудить природу реальности в соответствии с только что разработанной
квантовой физикой. Эта природа воспринимаемых, субъективных реальностейсердцевина
нашего исследования точки нуля.
Копенгагенская интерпретация, строго говоря, состоит из двух отдельных частей:
(1) Когда нет наблюдения, нет и реальности; (2) Наблюдатель создает реальность.
Вы создаете вашу собственную реальностьосновная тема книги Фреда Вольфа
Совершить квантовый скачок. (Герберт, 1985:17)
В этой главе мы сосредоточимся на второй части, наблюдение создает реальность. В
девятой и десятой главах мы сосредоточимся на первой части, Когда нет наблюдения, нет и
реальности.
Исследование точки нуляключевой момент в рассмотрении того, как мы постоянно
создаем наше субъективное переживание реальности. Тема этой главыпонять и разобрать
наш собственный личный аспект создаваемой наблюдателем реальности.
Мы можем начать видеть, что те реальности, которые мы интерпретируем как
объективные, на самом деле субъективны. Само наше наблюдение, как утверждается в
копенгагенской интерпретации, создает наши реальности. Переместить осознание на этот
уровень сознанияименно на этом сосредоточена эта глава и упражнения точки нуля. Здесь
точка наблюдения называется точкой нуля. Часто на семинарах я прошу участников
вообразить оленя в центре комнаты. Затем я прошу их отвлечь от него внимание
(наблюдение) и дать ему исчезнутьон исчезаетзатем посмотреть, он все еще там или нет.
Он снова появляется. Почему? Потому что наблюдение создает наблюдаемое. В данном
случае наблюдение заново создает образ оленя.
|