Navigation bar
  Print document Start Previous page
 22 of 87 
Next page End  

13. Молчание — да, этот случай мы также можем причислить к интонации, если при
этом оценим молча-ние как сигнал. 
14. Подъем со стула — Поза (пограничный случай). 
15. Сердитое выражение лица — Мимика. 
16. Почесывание головы — Жестикуляция.
Вы уже прониклись доверием к нашей классификации? Сможете ли вы теперь быстро и
без раздумий узнавать эти пять типов в сигналах вашего собеседника? Тогда идите
дальше. 2.5.Вербализация ощущении
Теперь мы перейдем к очень важной составной части книги — упражнениям; их
главная задача — помочь осознанному пониманию сигналов тела. Несмотря на свою
ценность, интуитивное восприятие не всегда достоверно и, что главное, его
результатами сложно воспользоваться для осознанных действий. А сознание требует
словесного описания (вербализации). Например, вам кажется, что коллега, угощающий
вас шоколадом, как-то странно себя ведет — вроде бы искренне предлагает
полакомиться, но в то же время его рука непроизвольно пододвигает шоколад поближе
к себе. Однако стоит нам это осознать, обозвать его про себя «жмотом», и все встает на
свои места — мы полностью поняли ситуацию. Особенно важно вербализовать
подобные неязыковые сигналы, хотя получается это далеко не всегда — есть такие
сигналы, вербализация которых вообще невозможна. Поэтому антропологи и кинесики
используют собственный, символический язык для обозначения этих невербальных
сигналов (см. пример в главе 8). Мы считаем это неприемлемым. 
Преобразование сигналов в наш словесный язык все же необходимо, так как без такого
описания невозможен сознательный анализ. «Чтение» языка тела без знания принятых
в нем символов будет иметь такой же результат, как и чтение музыкальной партитуры
без знания музыкальной грамоты. 
А потому предлагаем вам следующие задания, причем следует выполнять каждое до
тех пор, пока вы не научитесь его делать быстро и без затруднений. В конце концов, и
здесь справедливо старинное правило: или упражнение получается легко и быстро, так
что его можно и не делать до конца, или же оно дается с трудом, тогда его необходимо
повторять. Особенно если цель — научиться использовать знания на практике! 
2.6.Задание ¹2
Давайте рассмотрим какую-либо картинку, на которой изображен человек. Можно
взять фотографию из семейного альбома или рисунки, в том числе и из журналов, книг,
рекламных проспектов и т. п. 
Опишите словами общую ситуацию, которую вы видите на картинке (в терминах
сигналов тела). Например: «Мужчина положил свою руку на плечо женщины. Она
смеется. Ребенок стоит в стороне и глядит на обоих». 
До сих пор все пока легко. Зададим вопросы посложнее: Как смотрит ребенок?
Чувствует ли он себя одиноким, оставленным без внимания, брошенным или он
доволен тем, что мужчина и женщина мирно стоят рядом? Конечно, в данном случае
речь идет об интерпретации, правильность которой не может быть проверена с
помощью контрольных вопросов; но сначала вы должны поупражняться только в
вербализации своих наблюдений. Контролем мы займемся тогда, когда научимся не
только чувствовать, но и думать о том, что ощутили, ибо высокая степень точности
Hosted by uCoz