13. Молчание да, этот случай мы также можем причислить к интонации, если при
этом оценим молча-ние как сигнал.
14. Подъем со стула Поза (пограничный случай).
15. Сердитое выражение лица Мимика.
16. Почесывание головы Жестикуляция.
Вы уже прониклись доверием к нашей классификации? Сможете ли вы теперь быстро и
без раздумий узнавать эти пять типов в сигналах вашего собеседника? Тогда идите
дальше. 2.5.Вербализация ощущении
Теперь мы перейдем к очень важной составной части книги упражнениям; их
главная задача помочь осознанному пониманию сигналов тела. Несмотря на свою
ценность, интуитивное восприятие не всегда достоверно и, что главное, его
результатами сложно воспользоваться для осознанных действий. А сознание требует
словесного описания (вербализации). Например, вам кажется, что коллега, угощающий
вас шоколадом, как-то странно себя ведет вроде бы искренне предлагает
полакомиться, но в то же время его рука непроизвольно пододвигает шоколад поближе
к себе. Однако стоит нам это осознать, обозвать его про себя «жмотом», и все встает на
свои места мы полностью поняли ситуацию. Особенно важно вербализовать
подобные неязыковые сигналы, хотя получается это далеко не всегда есть такие
сигналы, вербализация которых вообще невозможна. Поэтому антропологи и кинесики
используют собственный, символический язык для обозначения этих невербальных
сигналов (см. пример в главе 8). Мы считаем это неприемлемым.
Преобразование сигналов в наш словесный язык все же необходимо, так как без такого
описания невозможен сознательный анализ. «Чтение» языка тела без знания принятых
в нем символов будет иметь такой же результат, как и чтение музыкальной партитуры
без знания музыкальной грамоты.
А потому предлагаем вам следующие задания, причем следует выполнять каждое до
тех пор, пока вы не научитесь его делать быстро и без затруднений. В конце концов, и
здесь справедливо старинное правило: или упражнение получается легко и быстро, так
что его можно и не делать до конца, или же оно дается с трудом, тогда его необходимо
повторять. Особенно если цель научиться использовать знания на практике!
2.6.Задание ¹2
Давайте рассмотрим какую-либо картинку, на которой изображен человек. Можно
взять фотографию из семейного альбома или рисунки, в том числе и из журналов, книг,
рекламных проспектов и т. п.
Опишите словами общую ситуацию, которую вы видите на картинке (в терминах
сигналов тела). Например: «Мужчина положил свою руку на плечо женщины. Она
смеется. Ребенок стоит в стороне и глядит на обоих».
До сих пор все пока легко. Зададим вопросы посложнее: Как смотрит ребенок?
Чувствует ли он себя одиноким, оставленным без внимания, брошенным или он
доволен тем, что мужчина и женщина мирно стоят рядом? Конечно, в данном случае
речь идет об интерпретации, правильность которой не может быть проверена с
помощью контрольных вопросов; но сначала вы должны поупражняться только в
вербализации своих наблюдений. Контролем мы займемся тогда, когда научимся не
только чувствовать, но и думать о том, что ощутили, ибо высокая степень точности
|