Navigation bar
  Print document Start Previous page
 29 of 87 
Next page End  

Таким образом, если кто-то трактует зевоту как отсутствие интереса, т. е. негативно, то
это весьма субъективная оценка. Во-первых, он предполагает, что другие зевают только
тогда, когда им не интересно (возможно, он просто переносит свои собственные
привычки на других). 
Во-вторых, вероятно, «негативность» этого сигнала оценивается исходя из
представления, что зевать «невежливо». При навешивании ярлыка «невежливо»
следует помнить, что общие правила поведения формируются в рамках определенного
культурного круга и конкретной эпохи. Например, в одной книге, описывающей нравы
времен Эразма Роттердамского (он жил в 1465–1536 годы), мы читаем: «когда при
сморкании двумя пальцами что-то падало на пол, нужно было это тотчас затоптать
ногой». С позиций сегодняшнего времени сморкание двумя пальцами (а тем более
растирание «выпавшего») расценивается как дикость и хамство. 
Мы должны уяснить две вещи: во-первых, как редко мы обычно осознаем поведение
или сигналы, которые кажутся «ложными», и тут же бессознательно классифицируем
их как «негативные», то есть эмоционально раздражаемся или чувствуем себя
оскорбленными. Эта реакция ярче всего проявляется в отношении тех норм поведения,
о которых обычно вовсе не принято говорить — они присутствуют в массовом
сознании как само собой разумеющееся, поэтому нас крайне шокирует, когда кто-
нибудь о них заговаризаговаривает. Во-вторых, чем чаще вы общаетесь с людьми
другой субкультуры, тем больше опасность, что вы мгновенно и ессознательно
воспримете определенные сигналы как «плохие», негативные — пока не осознаете эту
опасность и не выработаете иной подход к этим людям. 
И последний пример: «Некоторые предписывают, чтобы мальчик „сдерживал внутри
себя распирающий его ветер“, а ведь это может повлечь заболевание». 
В наши дни мы ведь совсем не задумываемся над тем, что этот «ветер» нужно
сдерживать? Для нас это — норма поведения, которая не требует напоминания. И если
кто-то не придерживается ее или после того, как с ним произошло «это», не говорит,
что ему-де неловко и т. д., мы, конечно, реагируем достаточно отрицательно! Но если
бы вы хоть однажды имели возможность посидеть у костра с бедуинами, вот когда бы
вы действительно разгневались и были бы ошеломлены несоответствием манер этих
людей нашим нормам. 
Таким образом, наши оценки «что такое хорошо и что такое плохо» стоит подвергнуть
дополнительному контролю. При виде «негативного» сигнала мы раздражаемся или
чувствуем себя оскорбленными, то есть мы отчасти сами виноваты в том, что
производим в себе гормоны стресса и бесполезно растрачиваем энергию на процесс
«переваривания злости», причем это касается и некоторой досады на самого себя.
Контроль истинности в свою очередь как раз и должен нам напомнить, что
«негативный» сигнал со стороны нашего собеседника может возникнуть по причине
его иных представлений о нормах поведения. Так что мы зачастую сердимся напрасно!
И раздражение (вместе с негативными сигналами), которое теперь уже мы передаем на
уровне отношений, отравляет атмосферу разговора. 
3.6.Шутки и ирония
Как мы видели в примере, приведенном нами во введении, буквальная формулировка
отца, когда он советовал сыну оставить тюбик с клеем открытым, выражала прямо
Hosted by uCoz