Помните наш пример с разговором на вечеринке, в котором вы интересовались
автомашиной вашего собеседника? Если мы эту ситуацию рассмотрим как пример
вероятных переговоров, то получим еще одну важную информацию о возможной
интерпретации неожиданного изменения позы тела! После того как вы назвали
стоимость, которую могли бы заплатить за автомашину, ваш собеседник неожиданно
повернулся к вам (при этом резко переместив вперед вес своего тела) со словами:
«Слишком мало».
Теперь представим другой вариант: вы должны обдумать возможную цену. Тогда вы,
возможно, посмотрите в потолок и начнете про себя оценивать состояние машины:
итак, партнер сказал, что она полностью укомплектована. Дальше, не торопясь, вы
думаете: он упомянул, что шины еще новые, имеется стереоустановка... Все это вы
проделываете, не глядя на партнера. Вы все еще не называете свою цену. Было бы
хорошо, если бы он опять откинулся назад в своем кресле, дожидаясь вашего решения,
человеку в расслабленном состоянии труднее скрыть свои истинные чувства. Вот
тут самое время бросить на него контрольный взгляд, чтобы уловить в сигналах тела
партнера, какая цена была бы для него приемлемой.
Вывод, напрашивающийся из этого описания: в любой ситуации пытайтесь додумывать
«все до конца» и только тогда, сделав контрольный взгляд на собеседника, произносите
вслух свое решение. Что пользы в ваших совершен-ных знаниях, если из-за
собственной слепоты вы не можете их с толком использовать? Поэтому постарайтесь
во время текущих бесед почаще упражняться, задерживая ответные реплики.
Особо следует оговорить манеру собственного поведения при контакте глазами с
людьми, которые гипертрофированно боязливы и нерешительны это заметно по
тому, как они прячут свои глаза. С такими людьми мы зачастую ведем себя неверно, а
именно, чувствуя себя неловко, сами отводим глаза. Но давайте задумаемся если
кто-то по какой-то причине не хочет на нас смотреть, то это еще не значит, что он
хочет, чтобы и мы на него не смотрели. Обычно как раз наоборот. Если вы обратите
внимание на такого стеснительного человека (конечно, не «тяжелым», неподвижным
взглядом, да еще чего доброго с многозначительными складками на лбу), а он это тут
же заметит с помощью своих робких, бегающих контрольных поглядываний, то
скованность его заметно уменьшится, он почувствует, что к нему не относятся свысока,
не презирают, а принимают всерьез, искренне им заинтересовались и т. п.
Впрочем, на семинарах при обсуждении этой темы я всегда задаю вопрос: «А как же
быть с собеседником, у которого косоглазие, или который заикается, или имеет еще
какой-либо недостаток?»
И обычно сама на него отвечаю следующим образом: косоглазый человек уже имеет
достаточно проблем, так как косоглазию зачастую сопутствует еще и частичное
ухудшение зрения. Почему же мы должны его наказывать еще и тем, что сокращаем то,
что он может увидеть? Кроме того, человек с каким-либо недостатком страдает
главным образом от того, что его близкие никогда не забывают, что он «другой» или
воспринимают это как помеху. Наша склонность в таких случаях смотреть мимо, по
моему мнению, имеет причиной нашу собственную неловкость, а не то, что мы хотим
«помочь» другим, как это часто преподносится.
Что касается людей, которые заикаются, то, не желая здесь вдаваться в
психоаналитические и другие имеющиеся теории, мы можем в общем виде сказать
следующее: большинство заикающихся не имеют физиологического дефекта, который
|