может быть услышано), но через них осуществляется в высшей степени эффективная
связь взаимных влияний физического и психического.
Улыбайтесь!
В Китае есть поговорка: «Кто не умеет улыбаться, тот не должен открывать магазин».
Тем самым восточная мудрость не только считает, что угрюмый хозяин магазина
отрицательно действует на покупателей (которые могут больше не прийти), но в ней
просматривается мысль, что человек, который не умеет улыбаться, сам по себе уже
человек «плохой». У него нет согласия с самим собой, покоя внутри, он постоянно чем-
то недоволен и т. д. С такой установкой сложно добиться успеха, где бы человек ни
работал: в торговле, в промышленности, в сфере обслуживания, да и в любой другой
области.
Отсюда понятно, почему «камнем преткновения» для американских менеджеров
являются не только «продавцы», которые не умеют улыбаться, но и их руководители.
Можно было бы сказать так: начиная со среднего уровня руководства не вполне
целесообразно использовать людей, углы рта которых хронически опущены.
И еще один эксперимент, просто поразительный по своим результатам: в следующий
раз, когда у вас состоится неприятный разговор, вскоре после которого вам предстоит
еще один деловой визит, попробуйте улыбнуться перед тем, как пойти на эту встречу.
Между разговорами постарайтесь найти укромное местечко и там, за закрытыми
дверями (чтобы никто вас не видел), провести этот опыт.
На первый взгляд этот совет выглядит полным абсурдом. Во-первых, вам сейчас совсем
не до смеха, и во-вторых, вы знаете, что в любом случае получится разве что гримаса, а
никак не улыбка. Это так и не так. Пусть будет «гримаса», «вымученная улыбка»,
«комичная ухмылка», но все же заставьте уголки вашего рта подняться! Это вызовет
цепную реакцию взаимных влияний языка тела и чувств. Если вы удержите на своем
лице «ухмылку» хотя бы секунд двадцать, то неожиданно для вас начнет изменяться и
ваше состояние! Сначала вам ваша ухмылка покажется «смешной». Затем она
превратится в слегка «вымученную» улыбку; ну а от нее уже совсем недалеко и до
«искренней улыбки»!
Затем вы осознаете, что опять способны ясно мыслить.
А все потому, что вы успокоились. И вот вам уже кажется, что тот, на кого вы только
что сердились, не так уж и виноват, что он «не знал», «не хотел» или в этот момент «не
мог» иначе.
Между тем ваша «улыбка» приобрела более «светлый» оттенок.
Если вы теперь направитесь на встречу со следующим партнером, то, конечно, не
будете светиться от счастья, но все же у рта не будет и складок неудовольствия,
которые могли бы в свою очередь вызвать отрицательную реакцию партнера; а значит,
у вас появится шанс, что хотя бы эти переговоры пройдут продуктивно.
Не зря йоги и дзэн-буддисты в момент медитации сидят с расслабленно закрытым
ртом, углы которого едва уловимо приподняты вверх (это можно заметить на
большинстве скульптурных изображений Будды).
|