нападающих противника, чтобы его команда могла продвигаться вперед, скорее всего, ISTJ: он
контролирует свою территорию и отчитывается в первую очередь перед самим собой (интроверсия); он
должен хранить в памяти множество пройденных игр и точно знать, где он должен быть в каждый
момент игры (сенсорика и рациональность); он знает, что противника нужно уничтожить, и прилагает
все усилия к достижению этой цели, не задумываясь о чувствах противника (логика) ведь и правда,
члены противостоящих команд могут быть в жизни лучшими друзьями. Свойственное ISTJ стремление к
совершенству делает их прекрасными игроками. Хоккей и лыжные гонки, напротив, ориентированы на
немедленное действие. Хоккеист вполне может принадлежать к типу ESTP, а лыжник к типу ISTP.
Хоккей командный спорт, ориентированный на зрителей (экстраверсия), а лыжный спорт
индивидуальный (интроверсия). Оба эти вида спорта предполагают возможность получить
немедленный результат (сенсорика) и требуют полной и постоянной сосредоточенности на изменчивых
обстоятельствах (иррациональность, в особенности сенсорная). Холодный расчет (логика) позволяет
победить соперника, внешние препятствия и самого себя. И хоккеисты, и лыжники должны обладать
способностью к концентрации внимания и мгновенной реакцией. «Если остановишься, чтобы подумать,
проиграешь» вот девиз спортсмена SP.
К спортивным занятиям в юном возрасте лучше подходить с точки зрения типологии, чем
стандартных общественных стереотипов. К примеру, дети-этики обычно чувствуют дискомфорт, играя в
жесткие соревновательные игры, но под давлением родителей и друзей продолжают это делать хотя
участвуют в игре лишь телом, а не душой. Вероятно, интуитивно-иррациональные дети не так быстро
овладевают координацией движений, как другие, поскольку их меньше интересуют конкретные вещи, и
им трудно сосредоточиться на мелочах, необходимых для того, чтобы стать спортсменом. Типоведение
может пригодиться родителям, которые не могут решить, нужно ли подталкивать ребенка к занятию
каким-либо видом спорта, если сам он не горит желанием этим заниматься. С другой стороны,
неразумно было бы мешать ребенку, искренне любящему спорт, проявлять себя в этой деятельности,
потому что она якобы не соответствует его типу.
Религия: кто как верит?
Церковный и религиозный опыт нередко отражает типологические склонности. Можно
утверждать, к примеру, что простые и приземленные традиции методистов и баптистов более
привлекательны для сенсориков, а символичность и торжественность лютеранской и епископальной
церкви нравится интуитам. Концептуальные и либеральные идеи, на которых основаны унитаризм и
христианская наука, вызывают интерес у логиков, особенно интуитивных. Харизматики располагают к
себе иррациональных сенсориков, а консерваторы и фундаменталисты рациональных сенсориков.
Несомненно, церковная принадлежность человека связана в основном с семьей и воспитанием, но мы
считаем, что тип личности также может повлиять на религиозную активность.
Даже внутри каждой религии прослеживаются типологические различия. Возьмем, к примеру,
католицизм и иудаизм. Каждая ветвь католической церкви орден францисканцев, орден иезуитов и т.
д. обладает определенными типологическими особенностями, которые привлекают одних людей и
отталкивают других. (Например, среди францисканцев много SFP, среди иезуитов NT и NF.) Похожая
картина наблюдается и в иудаизме: последователи прогрессивного иудаизма гораздо больше склонны к
интуиции, нежели консерваторы, которым ближе сенсорика и рациональность.
Спасибо за все
Я интуитивный этик (NF), а моя жена иррациональный сенсорик (SP), и различия между
нашими характерами проявляются, в том числе, и во время молитвы. Я благодарю Бога за все, что
только можно вообразить, за Библию, за церковь, за хорошую атмосферу дома и благополучный брак.
Моя жена благодарит его за дом, машину, пищу и одежду.
---
Интересно то, что многие священнослужители интроверты, которых вначале привлекает
внутренняя глубина и богатство теологии, но потом оказывается, что работа священника требует в
|