неизменной частью их жизни. Зрелость дает ENTJ возможность больше читать, спорить и
теоретизировать другими словами, продолжать делать то же, что они делали всегда, но не так
агрессивно. Даже если они когда-нибудь уволятся, они все равно найдут возможность заниматься тем,
что любят больше всего.
Приложение 1. Краткая история типоведения
Идея классификации людей стара как мир. Используемая в типоведении классификация типов
личности основывается на работах швейцарского психолога К. Г. Юнга (18751961), которые впервые
были опубликованы на английском языке в 1923 году. Юнг ориентировался в равной степени и на
медицину, и на психологию и интересовался скорее здоровьем, нежели болезнью то есть не
психическими отклонениями, а психологией нормы. Можно сказать, что он обладал наиболее
целостным взглядом на жизнь среди теоретиков того времени, полагая, что многие физические и
психические заболевания являются результатом дисбаланса сознания, тела и духа. Юнг считал, что мы с
рождения склонны к определенным личностным предпочтениям. Он также был уверен, что для
сохранения душевного здоровья человек должен на протяжении всей своей жизни развивать природные
предпочтения, а не пытаться их изменить. С точки зрения Юнга, в процессе взросления мы должны
учиться более эффективно обращаться с предпочтениями, к которым мы не склонны, и не чувствовать
перед ними страха.
Примерно в то же время Катарина Бриггс, не имевшая формального психологического
образования, самостоятельно и независимо от Юнга разработала собственную классификацию,
основанную на ее собственных наблюдениях различий между людьми. Она считала, что поведение
людей не столь случайно и непредсказуемо, как принято думать, и стремилась доказать эту теорию. Ее
наблюдения показали, что это как-то связано с тонкими, едва уловимыми различиями в восприятии ими
жизни и окружающего мира. Она уже составила формальную классификацию этих различий, когда ей в
руки попала только что переведенная книга Юнга «Психологические типы». Она обнаружила, что ее
теория типов личности во многом совпадает с теорией Юнга, и стала его преданной ученицей.
Единственная дочь Бриггс Изабель была исключительно одаренным ребенком. Сначала
мать сама занималась ее обучением в домашних условиях, но потом Изабель поступила в Свартморский
колледж, который и окончила с отличием по классу политологии (а заодно вышла замуж за Кларенса
Майерса). Последующие двадцать лет она провела в роли жены, матери и автора двух опубликованных
романов, все это время наблюдая за различиями в поведении людей и пытаясь связать их с
классификациями Юнга и собственной матери.
В 1942 году Вторая мировая война вкупе с убеждением обеих женщин, что одной из причин
начала войны было непонимание людьми психологических различий, подтолкнула Изабель (под
руководством матери) заняться разработкой серии вопросов для определения предпочтений личности.
Результатом этой работы стал индикатор типов МайерсБриггс (ИТМБ). Тщательно и кропотливо
перебирая тысячи карточек размером три дюйма на пять, содержащих пробные вопросы, Изабель
несколько лет подряд сортировала, анализировала и проверяла ответы людей на ИТМБ. Верность своих
ранних наблюдений она проверяла на группах людей, чьи предпочтения были точно ею определены.
Потом она протестировала массу людей из разных социальных групп и доказала высокую степень
достоверности теста по сравнению с другими психологическими инструментами. К началу 1960-х годов
ИТМБ уже не только был достоверным средством определения индивидуальных различий, но и, как
полагали многие, мог показать динамику изменения этих различий с течением времени.
Далеко не все в психологическом мире хотели признавать ценность ИТМБ. Во-первых,
инструмент был разработан двумя женщинами, что едва ли располагало к себе психологическое
сообщество, состоявшее преимущественно из мужчин. Хуже того, ни одна из этих женщин не была
психологом. Кроме того, немногие психологи соглашались с эзотерическими теориями Юнга; даже сам
Юнг чувствовал, что некоторые его теории недоказуемы. Казалось, что время для такого инструмента,
как ИТМБ, еще не пришло.
В 1956 году Служба образовательного тестирования (ETS) в Принстоне, штат Нью-Джерси,
|